Эти картины создали до эпохи Возрождения! Узнайте историю фаюмских портретов

Фаюмские портреты – одно из значительных открытий архитектурных памятников Древнего Египта. Это изображения умерших, сделанные на деревянной доске. Археологи нашли эти портретные таблички на мумиях греческих иммигрантов, живших в Египте в I-III веках нашей эры. Вот почему исследователи высоко оценивают художественную и историческую ценность творений этих древних мастеров.
Эти картины создали до эпохи Возрождения! Узнайте историю фаюмских портретов
wikimedia.org

Фаюмские портреты — это особый жанр живописи древних греков, мигрировавших в Египет после завоевания страны Александром Македонским. Фаюм, - один из древнейших городов мировой истории, — стал крупным центром эллинских общин: греки составляли большую часть населения, многие местные жители занимались торговлей и сельским хозяйством. Со временем греческие иммигранты переняли некоторые египетские обычаи, — в том числе погребальные ритуалы.

Фаюмские портреты появились во второй половине I века, когда греки начали мумифицировать умерших. Вместо традиционной египетской маски люди вставляли деревянную доску с реалистичным изображением лица умершего, а затем закрывали края картины бинтами.

Открытие мумий Пьетро Делла Валле
Обнаружение фаюмских мумий (работа Пьетро Делла Валле) /
wikimedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что такое фаюмский портрет?

Иногда росписи делали прямо на погребальном саване умершего человека: нередко изображался бог загробного мира Осирис. О внешности, прическах и одежде людей той эпохи историки могут судить именно по фаюмским картинам, найденным в некрополях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Греческая элита следовала тенденциям римской моды, что помогает более точно датировать художественные артефакты. При этом в гробницах часто находили мумии детей и молодых людей, что указывает на относительно короткую продолжительность жизни в начале первого тысячелетия.
  • На плащаницах чаще всего не была написана профессия покойного, но экспреты полагают, что портреты делали для видных военачальников, государственных и религиозных деятелей, богатых предпринимателей, а иногда и просто для членов семьи.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Долгое время искусствоведы считали, что фаюмские портреты были созданы при жизни умершего и висели в атриумах до его смерти, — следуя эллинистическому обычаю. На большинстве таких картин изображены люди в возрасте от 20 до 40 лет: о более поздние исследования выдвинули гипотезу, что художники выполняли заказы даже после смерти, поскольку возраст, изображенный на портрете, часто соответствует возрасту мумифицированных останков.

Находка портретов Фаюмских мумий в XIX веке произвела сенсацию. До этого времени энкаустика (техника живописи, в которой воск — связующее вещество для красок) была практически неизвестна. В произведениях античных авторов встречались единичные упоминания о ритуальных портретах, но о них знал лишь ограниченный круг ученых.

wikimedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Древнее искусство Египта и Греции

Открытие фаюмских портретов было сделано жителями Фаюмского оазиса в 1887 году во время обыска частично разграбленных гробниц. Когда портреты появились на рынке антиквариата в Каире, многие коллекционеры сочли их подделками из-за удивительно хорошо сохранившихся цветов.

  1. Тем временем в Египте продолжались раскопки. Между 1887 и 1910 годами английский археолог Флиндерс Петри обнаружил около 150 произведений разных периодов.
  2. Так, британская археологическая экспедиция в основном работала в районе Фаюмского оазиса, но картины обнаружили также в окрестностях Мемфиса, Ахмима, Фаюма и других египетских городов.
  3. Сегодня найдено около 900 работ, которые находятся в музеях и частных коллекциях.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Этот позолоченный портрет был найден в Антинополисе зимой 1905/06 года французским археологом Альфредом Гайе и продан Египетскому музею в Берлине в 1907 году /
Этот позолоченный портрет был найден в Антинополисе зимой 1905/06 года французским археологом Альфредом Гайе и продан Египетскому музею в Берлине в 1907 году /
wikimedia.org
  • Портреты, найденные в гробницах, можно разделить на две большие группы. Ранние картины выполнялись с использованием энкаустики, а в более поздние периоды все большее распространение получили восковая и клеевая темпера.
  • В основе росписей были доски из прочных пород дерева, таких как тис, кедр, платан и кипарис. Иногда поверхность покрывали тканью и сверху наносили слой грунта.

Энкаустика — живопись расплавленным пчелиным воском — была распространена среди древних греков: фон и одежду рисовали широкими мазками, а лицо, волосы и мелкие детали обрабатывали металлическими инструментами.

Поразительно, что задолго до эпохи Возрождения характерными чертами фаюмских портретов были:

  • Реалистичное изображение;
  • Понимание перспективы;
  • Яркие, насыщенные тона;
  • Заполнение всего фона;
  • Применение сусального золота;
  • Внимание к деталям (украшения, одежда и прически).