Пранкер XX века! Узнайте интересные факты о Марселе Дюшане и его «фонтане»

Марсель Дюшан был новатором и художником-концептуалистом, который высмеивал мир искусства своими провокационными художественными высказываниями. И вот как он однажды сделал фонтан из писсуара.
Пранкер XX века! Узнайте интересные факты о Марселе Дюшане и его «фонтане»
thecollector.com

Марсель Дюшан — французский художник и пионер концептуального искусства начала XX века: его работы порой вызывали шок и непонимание у современников. Он прославился провокационными творениями, которые часто поднимали вопросы о смысле и роли искусства. Дюшан был одним из первых, кто предложил понятие «реди-мейд» (ready-made), включающее предварительно обыденные объекты в «высоколобое» искусство. И самый очевидный пример — «Фонтан» 1917 года.

Суть концепции «ready-made» заключается в том, что сам акт выбора и позиционирования обычного объекта как произведения искусства делает объект искусством. Дюшан утверждал, что художник, выбрав и представив объект обществу, наделяет его новым смыслом и контекстом, отличным от привычного назначения.

Фонтан, 1917 год, фотография Альфреда Штиглица в художественной галерее 291 после выставки Общества независимых художников 1917 года, с видимой входной биркой /
Фонтан, 1917 год, фотография Альфреда Штиглица в художественной галерее 291 после выставки Общества независимых художников 1917 года, с видимой входной биркой /
wikimedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересные факты о Марселе Дюшане

Самым известным творением Марселя Дюшана, вероятно, является «Фонтан» 1917 года, — по сути, писсуар со странным псевдонимом «Р. Мутт», который художник повернул на 90 градусов и выставил на постамент. Объект вызвал настоящий скандал и ожесточенные дискуссии о том, что можно считать искусством. Так, «фонтан» был отклонен организаторами выставки в начале XX века, но его влияние на искусство оказалось огромным, открыв путь для новаторских идей и спровоцировав переосмысление традиционных представлений об искусстве.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фонтан Дюшана

  • 1. Фонтан Дюшана был первым концептуальным произведением искусства

Фонтан Дюшана многие эксперты считают первым концептуальным произведением искусства. В XXI веке художественные галереи наполнены всевозможными странными и чудесными предметами, но во времена Дюшана многие выставки и искусство все еще держались «консерватизма», — хотя и в разных точках планеты происходили всевозможные революции. Дюшан был одним из первых, кто привнес в пространство галереи промышленные объекты, которые он назвал «редимейдами».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Его фонтан особенно привлекал внимание в готовом виде, потому что это был «грубый объект». Это было важно и для Дюшана, поскольку он хотел ниспровергнуть традиционный «хороший вкус» в искусстве. Художник утверждал, что произведением искусства может быть что угодно: хорошее, плохое или безобразное, — если художник выберет это и назовет это искусством.

Портрет Марселя Дюшана, 1920–21 гг /
Портрет Марселя Дюшана, 1920–21 гг /
wikimedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • 2. Фонтан Дюшана поставил под сомнение понятие «оригинальности»

До Дюшана от художников обычно ожидалось, что они будут создавать уникальные произведения искусства, подписанные именем художника, чтобы доказать подлинность. Но Дюшан и его коллеги-дадаисты поставили все это под вопрос частым использованием случайных объектов. Фактически, при поддержке французских сюрреалистов, Дюшан в 1960-х годах создал несколько версий «Фонтана», используя один и тот же тип писсуара и подписывая его одним и тем же странным псевдонимом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Марсель Дюшан, 1919, L.H.O.O.Q.[39]
Марсель Дюшан, 1919, L.H.O.O.Q.
wikimedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • 3. Дюшан расширял границы свободы выражения мнений

Дюшан представил «Фонтан» на групповую выставку Общества независимых художников, где он был членом учредительного совета. Дюшан хотел устроить художественную провокацию, чтобы увидеть, насколько непредубежденным общество было на самом деле и действительно ли люди верили в свободу выражения мнений.

  • 4. Альфред Штиглиц сфотографировал фонтан Дюшана
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После того как Общество независимых художников отвергло «Фонтан» Дюшана, художник поручил уважаемому фотографу-документалисту Альфреду Штиглицу сфотографировать его писсуар. Эта фотография сама по себе стала важным произведением искусства – Штиглиц, возможно, не осознавал этого в то время, но он запечатлел переломный момент, когда художественные ценности и традиции были поставлены под сомнение.

Дадаистское издание The Blindman опубликовало фотографию Штирлица вместе с анонимным текстом, в котором утверждалось: «Фонтан Р.Мутт не аморален, это абсурдное искусство, не более аморальная, чем ванная... Художник взял обычный предмет жизни и поместил его под новым углом зрения, создав новую мысль и дав новую жизнь для объекта».