Секретный код: как попасть в кабину пилотов
Для начала отметим, что тумблер управления электромагнитным замком в Airbus A320 имеет три положения:
UNLOCK. Дверь открыта.
NORM. Дверь закрыта, но может быть открыта снаружи, если набрать аварийный код.
LOCK. Дверь закрыта, и снаружи ее не откроешь, пока на электромагнитный замок подается питание.
Как члены экипажа входят в кабину
Первое, что делает бортпроводник – по интерфону запрашивает у командира разрешение на вход. Если пилоты в этот момент не заняты, командир дает добро. После этого бортпроводник набирает на специальной боковой панели код для входа. (У авиакомпаний этот код отличается.) В кабине тем временем звучит сигнал, по камерам пилоты видят, что перед дверью стоит член экипажа, командир переводит тумблер в положение UNLOCK, на панели у бортпроводника загорается зеленый сигнал, который означает, что замок открыт и можно входить.
Если же этот порядок действий будет нарушен – например, бортпроводник постучит в дверь, пилоты в целях безопасности сразу же переведут тумблер в положение LOCK.
Что будет, если пилотам станет плохо
Кабинный экипаж контролирует состояние летчиков в течение рейса. Если пилоты не отвечают на звонки, старший бортпроводник пытается войти в кабину: набирает код для штатного входа. Если пилоты не открывают дверь, тогда набирается уже аварийный код. При этом в течение 30 секунд в кабине пилотов раздается громкий сигнал. Если они не предпринимают никаких действий, то замок открывается на 5 секунд, в течение которых можно войти.
Могут ли злоумышленники проникнуть в кабину пилотов, узнав у бортпроводников аварийный код? Как уже было сказано выше, сначала в кабине раздастся звуковой сигнал, а поскольку объективных причин набирать этот код не было и правила входа в кабину нарушены, пилоты переведут тумблер замка в положение LOCK, запирая таким образом дверь.
Правда, данная функция сыграла злую шутку в 2015 году, когда второй пилот, воспользовавшись тем, что командир вышел из кабины, запер дверь и умышленно направил самолет в горы. В той катастрофе погибли все 150 человек, находившиеся на борту. После этого случая ввели правило, согласно которому в кабине пилотов должно находиться минимум 2 человека.