Зачем в Древнем Риме делали посмертные маски с покойников? Интересные факты из истории!

Это один из довольно малоизвестных методов создания своеобразных памятников, который нередко упускают из виду, поскольку многие артефакты не выдержали испытания временем. Римские посмертные маски представляли собой восковые модели, снятые с лица живого человека или покойника, и имели религиозное значение.
Зачем в Древнем Риме делали посмертные маски с покойников? Интересные факты из истории!
imperiumromanum.pl

Выставленные во время похорон элиты, римские посмертные маски (imagines) служили связующим звеном между настоящим и прошлым и должны были вдохновлять людей на «патриотическую добродетель», чтобы сохранить успоших в памяти. Римляне прославляли жизнь и достижения выдающихся мужчин и женщин как мраморными бюстами, посвящением зданий и величественными гробницами, так и посмертными масками.

Изготовленные из воска imagines отпечатывались прямо с лица (expressi cera vultus) и имели поразительное сходство с усопшим человеком. Они были предназначены исключительно для элитных граждан мужского пола и политических классов в Риме.

Экспериментальное воспроизведение снятия посмертной маски в западном музее /
Экспериментальное воспроизведение снятия посмертной маски в западном музее /
penn.museum
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Посмертные маски в Древнем Риме

Как и памятники, посмертные маски увековечивали память погибших и их политические достижения: они были больше похожи на фотографии, чем на памятники, в том смысле, что они были сделаны из скоропортящегося материала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Ни Плиний Старший, ни Полибий — два основных древних историка по этой теме — не указывают точно, когда и как были изготовлены первые imagines.
  • Тем не менее, уже современные ученые, К. Брайан Роуз и Марианна Ловинк при поддержке Пенсильванского музея в Филадельфии, США, пришли к выводу, что маски были созданы не непосредственно после смерти аристократического гражданина, а при его жизни, скорее всего, в возрасте от тридцати пяти до сорока лет, «когда человек достигает политического поста эдила или городского клерка».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полибий описывает похороны «прославленного человека»: «Когда умирает какой-либо выдающийся член семьи, родственники берут [посмертные маски] на похороны, надевая их на людей, которые кажутся им наиболее похижими на усопшего».

Маски обычно хранились в римских атриумах, таких как этот атриум Дома Меандра в Помпеях /
Маски обычно хранились в римских атриумах, таких как этот атриум Дома Меандра в Помпеях /
studyblue.com

Жизнь в Древнем Риме

Поскольку использование imagines было предназначено для политической элиты, маски были в некотором смысле символом патриотизма, который якобы «вдохновлял хорошее поведение и стремление к политическим/социальным достижениям среди живых».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Наблюдая за рядом выдающихся предков, Полибий заключает: «Не может быть более благородного зрелища для молодого человека, стремящегося к славе и добродетели. Ибо кого бы не вдохновил imagines людей, прославившихся своим совершенством?».

Религиозная жизнь

В викторианской Англии посмертная фотография стала популярным способом запечатлеть усопших. Ныне эти фотографии могут показаться макабре, но для людей XIX века они приносили утешение во время горевания

Почтение памяти умершего человека через imagines служила объединению живых и мертвых «ненекромантическим» способом: «Память о мертвых, коллективно и индивидуально, была долгом граждан... Например, ежегодные фестивали в честь мертвых и роль imagines на похоронах заставляли живых признать себя равными с "мертвыми". Идеалом было взаимодействие между живыми и мертвыми».

Маска незнакомки из Сены:

Женщина Сены была неизвестной женщиной, чье тело вытащили из реки Сены в 1865 году. Патологоанатом в морге был так впечатлен ее красотой, что сделал гипсовую посмертную маску ее лица. Сейчас эта маска используется в качестве лица манекена для обучения искусственной реанимации (СПР) и является «самым поцелованным лицом» на Земле 

Другими словами, акт запоминания – социальный и семейный долг – посредством imagines предотвращал переход мертвых в небытие. Как и греки, римляне верили в душу и обычно в некие призрачные представления о загробной жизни. Поскольку мертвые, с греко-римской точки зрения, не предавались полному забвению, живые должны помнить о них.

  • Как объясняет Дональд Г. Кайл в книге «Зрелища смерти в Древнем Риме», «посмертные маски (imagines) и надгробная речь [служили] для того, чтобы связать мертвых и живых, прошлое и настоящее».
Лорд Байрон, известный английский поэт и литератор, оставил после себя не только свои произведения, но и посмертную маску. Ее сделали в 1824 году: она стала своего рода символом романтической эпохи и его влияния на литературу.