Зачем в Древнем Риме делали посмертные маски с покойников? Интересные факты из истории!
Выставленные во время похорон элиты, римские посмертные маски (imagines) служили связующим звеном между настоящим и прошлым и должны были вдохновлять людей на «патриотическую добродетель», чтобы сохранить успоших в памяти. Римляне прославляли жизнь и достижения выдающихся мужчин и женщин как мраморными бюстами, посвящением зданий и величественными гробницами, так и посмертными масками.
Посмертные маски в Древнем Риме
Как и памятники, посмертные маски увековечивали память погибших и их политические достижения: они были больше похожи на фотографии, чем на памятники, в том смысле, что они были сделаны из скоропортящегося материала.
- Ни Плиний Старший, ни Полибий — два основных древних историка по этой теме — не указывают точно, когда и как были изготовлены первые imagines.
- Тем не менее, уже современные ученые, К. Брайан Роуз и Марианна Ловинк при поддержке Пенсильванского музея в Филадельфии, США, пришли к выводу, что маски были созданы не непосредственно после смерти аристократического гражданина, а при его жизни, скорее всего, в возрасте от тридцати пяти до сорока лет, «когда человек достигает политического поста эдила или городского клерка».
Полибий описывает похороны «прославленного человека»: «Когда умирает какой-либо выдающийся член семьи, родственники берут [посмертные маски] на похороны, надевая их на людей, которые кажутся им наиболее похижими на усопшего».
Жизнь в Древнем Риме
Поскольку использование imagines было предназначено для политической элиты, маски были в некотором смысле символом патриотизма, который якобы «вдохновлял хорошее поведение и стремление к политическим/социальным достижениям среди живых».
- Наблюдая за рядом выдающихся предков, Полибий заключает: «Не может быть более благородного зрелища для молодого человека, стремящегося к славе и добродетели. Ибо кого бы не вдохновил imagines людей, прославившихся своим совершенством?».
Религиозная жизнь
Почтение памяти умершего человека через imagines служила объединению живых и мертвых «ненекромантическим» способом: «Память о мертвых, коллективно и индивидуально, была долгом граждан... Например, ежегодные фестивали в честь мертвых и роль imagines на похоронах заставляли живых признать себя равными с "мертвыми". Идеалом было взаимодействие между живыми и мертвыми».
Другими словами, акт запоминания – социальный и семейный долг – посредством imagines предотвращал переход мертвых в небытие. Как и греки, римляне верили в душу и обычно в некие призрачные представления о загробной жизни. Поскольку мертвые, с греко-римской точки зрения, не предавались полному забвению, живые должны помнить о них.
- Как объясняет Дональд Г. Кайл в книге «Зрелища смерти в Древнем Риме», «посмертные маски (imagines) и надгробная речь [служили] для того, чтобы связать мертвых и живых, прошлое и настоящее».