Просто традиция или вынужденная мера? Зачем в СССР прямо на товарах выбивали их стоимость
Стоимость изделия печатали или выбивали на самом производстве: таким образом покупатель мог узнать его реальную цену, а продавцы не были в праве ее повышать или даже снижать. Но так делали не только с целью защитить граждан от нечестных перекупщиков — на то была еще одна, более существенная причина.
Стабильность экономики
Если сегодня на стоимость товаров влияют такие факторы, как спрос, предложение и сумма затрат на производство, то раньше все они не имели никакого значения. На протяжении нескольких десятилетий цены на продукцию в СССР оставались неизменными. Экономика в те времена была планово-распределительной, а цены регулировало государство. Это значит, что власти постоянно утверждали планы развития страны на определенный промежуток времени, эти планы в обязательном порядке должны были включать удовлетворение потребностей граждан. Проще говоря, стоимость на продукцию первой необходимость была очень низкой — доступной каждому, а иногда даже меньше самой себестоимости.
И поскольку цены были распланированы на годы вперед, производителям просто не было смысла тратиться на наклейки и печать цены — поэтому ее выбивали прямо на товаре.
Чтобы компенсировать затраты на производство этих товаров, приходилось искусственно завышать цены на другие издения. Например, с огромной наценкой продавались автомобили.
И поскольку цены были распланированы на годы вперед, производителям просто не было смысла тратиться на наклейки и печать цены — поэтому ее выбивали прямо на товаре.
Товарный знак СССР
Сработала также и простая психология: указанная прямо на товаре стоимость вызывала доверие у жителей Союза. Надпись «1 руб. 10 коп.» говорила гражданам о том, что у них в руках не подделка, а самый настоящий оригинал. То есть вещь сделана максимально качественно, а значит, прослужит им долгие годы.