Просто традиция или вынужденная мера? Зачем в СССР прямо на товарах выбивали их стоимость

Сегодня для того, чтобы узнать стоимость товара, нужно потратить некоторое время и среди всех этикеток, перепутанных между собой, найти нужную. Но раньше с такой проблемой никто не сталкивался — цена была выбита прямо на изделии. Но почему от этой традиции вдруг отошли и зачем вообще она возникла?
Просто традиция или вынужденная мера? Зачем в СССР прямо на товарах выбивали их стоимость
ТАСС. Фото: Анатолий Квотун
Единственные товары, которые можно было купить без набитой на них цены — это, конечно, продукты. Но все остальные издалия обязательно были промаркированы — без исключения.

Стоимость изделия печатали или выбивали на самом производстве: таким образом покупатель мог узнать его реальную цену, а продавцы не были в праве ее повышать или даже снижать. Но так делали не только с целью защитить граждан от нечестных перекупщиков — на то была еще одна, более существенная причина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стабильность экономики

Советские 15 копеек
Unsplash

Если сегодня на стоимость товаров влияют такие факторы, как спрос, предложение и сумма затрат на производство, то раньше все они не имели никакого значения. На протяжении нескольких десятилетий цены на продукцию в СССР оставались неизменными. Экономика в те времена была планово-распределительной, а цены регулировало государство. Это значит, что власти постоянно утверждали планы развития страны на определенный промежуток времени, эти планы в обязательном порядке должны были включать удовлетворение потребностей граждан. Проще говоря, стоимость на продукцию первой необходимость была очень низкой — доступной каждому, а иногда даже меньше самой себестоимости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И поскольку цены были распланированы на годы вперед, производителям просто не было смысла тратиться на наклейки и печать цены — поэтому ее выбивали прямо на товаре.

Чтобы компенсировать затраты на производство этих товаров, приходилось искусственно завышать цены на другие издения. Например, с огромной наценкой продавались автомобили.

В СССР автомобили считались настоящей роскошью!
В СССР автомобили считались настоящей роскошью!
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И поскольку цены были распланированы на годы вперед, производителям просто не было смысла тратиться на наклейки и печать цены — поэтому ее выбивали прямо на товаре.

Товарный знак СССР

Сработала также и простая психология: указанная прямо на товаре стоимость вызывала доверие у жителей Союза. Надпись «1 руб. 10 коп.» говорила гражданам о том, что у них в руках не подделка, а самый настоящий оригинал. То есть вещь сделана максимально качественно, а значит, прослужит им долгие годы.