Ароматы подземки: чем пахнет в метро

Как только мы заходим в метро, сразу ощущаем специфический запах: одни его сравнивают с чердачным, другие – с подвальным, а у кого-то он ассоциируется с библиотекой, полной старых книг. Многим этот запах нравится, а кто-то его терпеть не может. Так что же является его источником?
Ароматы подземки: чем пахнет в метро
Unsplash
Дело в шпалах.

Рельсы, как известно, укладываются на шпалы. Они изготавливаются из древесины, а в тоннелях метро, то есть под землей, в условиях повышенной влажности, велика вероятность того, что шпалы покроются плесенью, в них заведутся разнообразные насекомые, и они попросту сгниют.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Регулярно менять шпалы невозможно – их укладывают на долгий срок, а значит, нужно обеспечить максимальную сохранность древесины. Для этого на заводе используется специальная пропитка – креозот. Это маслянистая жидкость с сильным запахом, которую получают из древесного и каменноугольного дегтя. Она трудно растворяется в воде, легко воспламеняется и относится к потенциальным канцерогенам, поэтому в странах Евросоюза требуется специальная лицензия для работы с ней.

Поезд метро въезжает на станцию из тоннеля
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Креозот полностью консервирует древесину, защищает ее от гниения и насекомых. Запах, исходящий от пропитанных шпал, концентрируется в тоннелях, а когда поезда, словно поршни, выдавливают воздух из тоннеля на платформу, запах креозота разносится по всему метро и ощущается уже при входе на станцию.

Однако на современных станциях используют бетонные шпалы, поскольку они значительно долговечнее деревянных, поэтому запаха креозота там уже почти нет – он лишь отголосками доносится из тоннеля.
Поезд метро на станции
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, креозот – это не единственный запах (хотя и основной), который есть в метро, как отметил машинист-инструктор Московского метрополитена Владимир Коннов.

– После выезда из депо машинист проверяет пневматические тормоза на эффективность. Когда тормозные колодки прижимаются к колесу, они из-за трения нагреваются, и появляется специфический запах. На старых поездах еще может ощущаться запах раскаленного металла из-за того, что при торможении ток проходит через пуско-тормозные резисторы, и они при большой нагрузке очень сильно нагреваются. Но для меня с самого детства запах метрополитена – это запах креозота. Уверен, что для вас так же.