А мне летать охота: как стать бортпроводником

Быть стюардессой – мечта многих девушек. Небо, самолеты, путешествия... Однако это только верхушка айсберга. Сегодня поговорим о плюсах и минусах работы бортпроводником, узнаем, чему учат на курсах и как найти свою дорогу в небо.
А мне летать охота: как стать бортпроводником
Wikipedia
Есть два пути: самостоятельный и через авиакомпанию.

Если вы решили связать свою жизнь с авиацией, можно поступить на обучение в школу бортпроводников. После окончания курса вам выдадут все необходимые документы для трудоустройства в любую авиакомпанию страны. Однако гарантии того, что будет работа, дать никто не сможет: зачастую спрос превышает предложение, и каждая авиакомпания выдвигает свои требования к кандидатам, начиная от внешнего вида, заканчивая образованием и опытом работы (идеально, если он будет в сфере сервиса).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно пойти другим путем: сначала прийти на собеседование в интересующую вас авиакомпанию, которая набирает бортпроводников для первоначального обучения. Изучите на сайте требования к кандидатам и примерьте их на себя.

девушки на собеседовании
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как правило, требования следующие:

  • возраст от 18 лет;

  • образование не ниже среднего;

  • рост от 165 см;

  • приятная внешность;

  • отсутствие татуировок на видимых частях тела;

  • знание английского языка на уровне не ниже Intermediate.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Некоторые авиакомпании уже начали разрешать татуировки или снижают требования к уровню владения английским. Если вы соответствуете заданным критериям, вас направят на медкомиссию, а затем, в случае годности к работе – на курсы бортпроводников. У некоторых крупных авиакомпаний есть свои авиационно-учебные центры.

В этом случае авиакомпания заключает с вами контракт.

По нему вы будете обязаны отработать бортпроводником именно в этой компании определенный срок, который может составлять от 1 до 5 лет. В противном случае придется выплатить неустойку, и сумма окажется весьма круглой. Так что если через пару месяцев работы вы поймете, что это не ваше, то уйти будет весьма проблематично. Однако если вас спишут по состоянию здоровья, то ничего выплачивать не придется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
бортпроводники в самолете
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чему учат на курсах бортпроводников

Изучить придется все: воздушное законодательство, стандарты, разработанные Международной организацией гражданской авиации, приказы Минтранса, правила перевозки опасных грузов, оказание первой помощи, аварийно-спасательное оборудование, конструкцию самолета (возможно, не один тип), правила тушения пожара и эвакуации на сушу и воду и, конечно, сервис.

Каждые два-три дня – зачет или экзамен.

Огромный объем информации предстоит выучить всего за пару месяцев. А поскольку дисциплин достаточно много, то и контроль знаний проводится очень часто. И здесь не сработает старый школьный принцип «выучил – сдал – забыл», поскольку предметы так или иначе связаны между собой, все знания пригодятся во время учебной практики и на итоговой аттестации, а также реально необходимы в работе, так что конспекты лучше не выбрасывать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
стюардесса
Unsplash
Сначала «летать» придется на стульях.

Если раньше будущие бортпроводники проходили учебную практику в реальных рейсах под руководством инструктора, то сейчас стандарты несколько упростились: практика проводится в учебном кабинете, оборудованном, как салон самолета, а рейсовые условия разыгрываются. Тем не менее, ни один этап не остается без внимания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После успешного прохождения практики и итоговой аттестации вас направят в Росавиацию на экзамен. И только после его успешной сдачи вы получите свидетельство бортпроводника.

Обучение проходит постоянно.

На этом обучение не заканчивается. У каждой авиакомпании есть свои стандарты, которые регулярно меняются, и нужно успевать их изучать. Более того, особенности работы в осенне-зимний и весенне-летний периоды отличаются, поэтому два раза в год необходимо изучать методические материалы авиакомпании и сдавать тесты. Также каждый год вас будут направлять в авиационно-учебный центр для отработки аварийно-спасательных процедур, а раз в два года – на изучение правил перевозки опасных грузов и занятия в бассейне, имитирующие выживание в случае приводнения самолета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Плюсы и минусы работы бортпроводника

  • Пожалуй, в качестве плюса можно выделить то, что не нужно каждый день ходить на работу к 9 утра и сидеть там до 18 часов. График сменный, среди недели может быть несколько выходных подряд.

  • Есть возможность путешествовать. Когда рейсы эстафетные, то экипаж остается отдыхать на сутки и более в гостинице. Это прекрасная возможность увидеть другой город или страну.

  • В каждом рейсе – новый коллектив, а это значит, что нет любимчиков и какого-то предвзятого отношения со стороны старшего бортпроводника (хотя бывают и исключения). В целом, каждый выполняет свою работу, согласно инструкции.

  • У членов экипажа, как правило, есть скидка в магазинах Duty Free, что позволяет приобрести хорошие товары по привлекательным ценам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
пилот и стюардесса
Freepik

Что касается минусов, то они, конечно, есть. И весьма существенные.

  • Недосып. Согласно приказу Минтранса, отдых между полетными сменами должен быть не менее 12 часов. При этом начинаются они в тот момент, когда бортпроводник уходит с самолета, и заканчиваются, когда он проходит предполетный медосмотр перед следующим рейсом. За это время нужно успеть отдохнуть, привести форму в порядок, изучить вышедшие документы авиакомпании и работать по ним в следующем рейсе.

  • Большие перегрузки. За день один экипаж может совершить несколько взлетов и посадок, а частые перепады давления не лучшим образом сказываются на самочувствии.

  • Сбой биоритмов. Ночные рейсы, а также полеты в другие часовые пояса приводят к проблемам с засыпанием, многие бортпроводники подсаживаются на соответствующие лекарства.

  • Отсутствие личной жизни. Бортпроводники редко могут что-то планировать заранее, поскольку график их работы меняется чаще, чем погода, и короткий разворотный рейс может запросто превратиться в недельную командировку.

Но те, кто живет небом, закрывают глаза на все минусы и сосредоточиваются на любимой работе. Так что если у вас есть мечта попробовать себя в этой профессии, лучше это сделать, чем потом жалеть об упущенной возможности.