Авиационный душ: зачем нужна противообледенительная обработка самолета

Противообледенительная обработка проводится, когда есть риск образования корки льда на крыле, вентиляторах двигателей, различных датчиках и антеннах. Причем зимой в морозную погоду этот риск меньше, чем осенью при плюсовых температурах.

Все дело во влажности. Когда воздух сухой, снег просто сдувается с самолета набегающим потоком. А вот если он влажный, то снег налипает на поверхности, забивает все датчики, и самолет теряет управление. То же самое с дождем при околоминусовой температуре: капли превращаются в лед. И даже если осадков нет, но влажность повышенная, влага, осевшая на фюзеляж, станет ледяной коркой.
Обработку проводят с помощью «слонов»
Чтобы избежать обледенения, самолет обрабатывают специальной жидкостью, которая смешивается с горячей водой. Этот «коктейль» подается струей и растапливает уже образовавшийся на поверхностях лед, а также на некоторое время предотвращает налипание нового.

Для проведения обработки используется «слон». Так на сленге называют машину с резервуарами для жидкостей, стрелой и люлькой оператора, проводящего эту процедуру. После «душа» воздушное судно должно взлететь как можно быстрее, а если по каким-то причинам вылет задержится, обработку придется повторить.
Непосредственно в полете уже задействуется противообледенительная система самолета, и наземный «душ» не имеет никакого значения. Все важные элементы обогреваются либо горячим воздухом из двигателей, либо электрически, поэтому самолету не страшны низкая температура за бортом на высоте и полет сквозь облака.