Стоп-кран в самолете: правда или вымысел
Привычный стоп-кран, который все видели в поезде, не сработал бы в самолете: даже если выключить все двигатели на высоте, лайнер благодаря своей конструкции будет какое-то время планировать в воздухе.
Но кран, перекрывающий подачу топлива в двигатели, в самолете есть. Перед запуском он открыт, а после посадки, чтобы остановить работу двигателей, его закрывают. Стоп-краном называть это устройство неправильно, поскольку оно не влияет на движение самолета и его не используют для остановки лайнера на полосе.
Наоборот, после касания взлетно-посадочной полосы кран должен быть открыт, а двигатели работать, поскольку для торможения используется реверс их тяги – воздушный поток перенаправляется в другую сторону, и самолет уже не набирает скорость, а активно ее сбрасывает. Также для того, чтобы остановить самолет, нужны спойлеры, или воздушные тормоза на крыле, которые создают лобовое сопротивление, и тормоза на шасси.
А вот топливный кран закрывается уже в последнюю очередь – после того, как самолет зарулил на место стоянки. В этот момент двигатели выключаются, гаснет табло «Застегните ремни» и пассажиры могут готовиться к выходу.
Как известно, для горения необходимы три условия: температура, горючее вещество и кислород – это так называемый треугольник пожара. Поэтому при возникновении горения в двигателе летчики сначала перекрывают подачу топлива, а затем активируют систему пожаротушения: огнегасящий раствор, распыляющийся под капотом, «душит» пламя.
Так есть ли стоп-кран в самолете? Его там нет. А называть топливный кран стоп-краном технически неверно.