Стоп-кран в самолете: правда или вымысел

Помните старую шутку про цвет стоп-крана в самолете? Пока одни размышляли, красный он или синий, другие смеялись. Однако подобный кран там есть, но его функция значительно отличается от стоп-крана поезда. Да, и в салоне самолета его можно не искать: он находится в кабине пилотов.
Стоп-кран в самолете: правда или вымысел
Freepik
Кран перекрывает подачу топлива в двигатели.

Привычный стоп-кран, который все видели в поезде, не сработал бы в самолете: даже если выключить все двигатели на высоте, лайнер благодаря своей конструкции будет какое-то время планировать в воздухе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
самолет в небе
Unsplash

Но кран, перекрывающий подачу топлива в двигатели, в самолете есть. Перед запуском он открыт, а после посадки, чтобы остановить работу двигателей, его закрывают. Стоп-краном называть это устройство неправильно, поскольку оно не влияет на движение самолета и его не используют для остановки лайнера на полосе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наоборот, после касания взлетно-посадочной полосы кран должен быть открыт, а двигатели работать, поскольку для торможения используется реверс их тяги – воздушный поток перенаправляется в другую сторону, и самолет уже не набирает скорость, а активно ее сбрасывает. Также для того, чтобы остановить самолет, нужны спойлеры, или воздушные тормоза на крыле, которые создают лобовое сопротивление, и тормоза на шасси.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
самолет у терминала
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот топливный кран закрывается уже в последнюю очередь – после того, как самолет зарулил на место стоянки. В этот момент двигатели выключаются, гаснет табло «Застегните ремни» и пассажиры могут готовиться к выходу.

Также пилоты используют топливный кран в случае нештатной ситуации – например, при пожаре двигателя.

Как известно, для горения необходимы три условия: температура, горючее вещество и кислород – это так называемый треугольник пожара. Поэтому при возникновении горения в двигателе летчики сначала перекрывают подачу топлива, а затем активируют систему пожаротушения: огнегасящий раствор, распыляющийся под капотом, «душит» пламя.

Так есть ли стоп-кран в самолете? Его там нет. А называть топливный кран стоп-краном технически неверно.