Танец на кончиках пальцев: как устроены пуанты балерины
Изначально, когда танец на пуантах только зарождался, использовались мягкие туфли, носок которых набивался тканью, чтобы не травмировать пальцы. Однако с развитием балета стало понятно, что туфлям необходимы прочный каркас и жесткий носок, чтобы была устойчивость и балерина могла уверенно выполнять элементы.
В современных пуантах жесткость носка достигается благодаря нескольким слоям мешковины и бязи, которые промазываются клеем и накладываются один на другой, словно папье-маше. В итоге получается так называемый «стакан», и никакого дерева, гипса и прочего подобного для него не используется. При этом материал хорошо впитывает влагу и позволяет ногам дышать.
Нужную форму пуантам придает пластиковая колодка, причем она одна и та же для обеих ног. Разделение на левую и правую туфлю происходит уже в процессе носки: ткань и специальный клей, которым пропитаны «стаканы» пуантов, позволяют туфлям под действием веса балерины и температуры тела сесть точно по ноге.
Зачем балерине молоток
Верх пуантов – специальная атласная ткань, а самая прочная их часть – кожаная подошва толщиной около 4 миллиметров, которая вырезается из пластины и пришивается к верху. Работа делается вручную, и на одну пару у мастера уходит около часа.
Атласные ленты, что помогают удерживать туфли на ноге, балерины пришивают уже сами, а перед первой примеркой, чтобы сделать пуанты немного мягче и удобнее для танца, слегка «разбивают стакан», причем при помощи молотка. Впрочем, ткань, пропитанную клеем, можно размять и рукой, а для более комфортной носки использовать силиконовые вкладыши.
Срок службы пуантов – очень небольшой: зачастую за один спектакль приходится сменить от 3 до 5 пар. А в год профессиональной балерине требуется более 300 таких пар.