На сколько хватит воздуха в масках: все о кислородной системе на борту самолета
Итак, разгерметизация – это нарушение герметичности корпуса самолета. Из-за этого происходит падение давления внутри кабины, что приводит к выбросу кислородных масок. Оптимальное давление в салоне самолета во время полета поддерживается искусственно и называется «высотой герметичной кабины». Термин обозначает показатель, соответствующий нормальному атмосферному давлению на определенной высоте. «Высота в кабине» пассажирского самолета не может превышать 2400-2500 метров.
Когда высота герметичной кабины достигает 3300 метров (то есть давление внутри самолета такое же, как на высоте 3300 метров), срабатывает система предупреждения о декомпрессии.
- Само по себе включается стопроцентное освещение.
Загорается табло «Застегнуть ремни».
Подается соответствующий звуковой сигнал.
Как только высота герметичной кабины достигнет 4200 метров, выпадут кислородные маски. Они располагаются в панели над головой пассажиров, в туалетах и над станциями бортпроводников. Если крышки блоков не откроются автоматически, то пилоты сделают это принудительно. Также бортпроводники смогут открыть их вручную с помощью специальной шпильки – MRT (Manual Release Tool).
При появлении масок необходимо немедленно надеть ближайшую, поскольку уже через 10 секунд можно потерять сознание. Именно поэтому нужно обеспечить маской сначала себя, а потом оказывать помощь другим, в том числе собственному ребенку.
Взрывная декомпрессия
Не всегда давление падает медленно, что позволяет приготовиться к появлению масок. Декомпрессия может быть быстрой, или взрывной.
- Слышится хлопок или громкий свистящий шум.
Понижается температура, образуется туман.
Из-за резкого скачка давления сильно закладывает уши.
Незакрепленные предметы двигаются в сторону повреждения корпуса.
Выпадают маски, включается стопроцентное освещение, подается звуковой сигнал.
Современные самолеты оснащены кислородными системами с химическими генераторами, то есть кислород вырабатывается в результате химической реакции. Чтобы привести систему в действие нужно, чтобы хотя бы один пассажир потянул маску. А вот остановить подачу кислорода уже не получится, поскольку невозможно прекратить реакцию.
Время работы генератора – 15 минут. По нормам, самолет должен снизиться до высоты 4200 метров за 3,5 минуты, поэтому кислорода в масках точно хватит. Кстати, в процессе реакции сильно повышается температура генератора – до 300 градусов по Цельсию, появляется запах гари. Пугаться его не стоит, как и пытаться заправить маски обратно в ниши по окончании аварийного снижения.
Кислородная система кабины пилотов
У пилотов своя система обеспечения кислородом, которая не зависит от пассажирской. Она газовая, состоит из кислородного баллона, шлангов и масок. В отличие от пассажирских масок, пилотские плотно обхватывают лицо, подобно противогазу, имеют противодымные очки и могут работать в нескольких режимах в зависимости от ситуации.
- Normal. Кислород подается в маску, смешиваясь с воздухом из кабины. Такой режим может понадобиться пилоту в терапевтических целях, если закружилась голова и нужен воздух.
100%. В маску подается чистый кислород на вдохе. Этот режим выбирается при задымлении на борту и разгерметизации. Маска перестает пропускать воздух из окружающей среды, спасая летный экипаж от отравления дымом и нехватки кислорода.
Emergency. Принудительная подача чистого кислорода. Используется для оказания медицинской помощи при потере сознания, наполнения легких кислородом.
Переключатель режимов находится на масках, а перед полетом они все устанавливаются в режим 100%.
Если пилоты не успели надеть маски
Если летный экипаж не выходит на связь с кабинным и самолет не начал аварийное снижение в течение трех минут, старшему бортпроводнику необходимо пройти в кабину для оказания помощи. Для этого нужно перейти на дыхание от кислородного баллона.
Время его работы зависит от объема и режима подачи кислорода. Для передвижения по салону используется режим LOW. В этом случае баллона емкостью 310 литров хватит на 155 минут, а маленького (120 л) – на 60 минут.
Если кислородного баллона поблизости нет, бортпроводник добирается до него, передвигаясь по салону от маски к маске. (Это возможно, поскольку количество масок всегда на одну больше, чем кресел в блоке.)
Далее самолет продолжает полет на безопасной высоте до ближайшего аэродрома, где логичнее всего совершить посадку.