На сколько хватит воздуха в масках: все о кислородной системе на борту самолета

Перед каждым полетом экипаж предупреждает пассажиров о том, что в случае разгерметизации необходимо использовать кислородные маски. А вот как надолго их хватит? Успеет ли самолет снизиться до высоты, где можно дышать свободно? Как устроена кислородная система в кабине пилотов и что будет, если они не успеют надеть маски?
На сколько хватит воздуха в масках: все о кислородной системе на борту самолета
nomadicmatt.com
Самолет предупредит о появлении масок заранее.

Итак, разгерметизация – это нарушение герметичности корпуса самолета. Из-за этого происходит падение давления внутри кабины, что приводит к выбросу кислородных масок. Оптимальное давление в салоне самолета во время полета поддерживается искусственно и называется «высотой герметичной кабины». Термин обозначает показатель, соответствующий нормальному атмосферному давлению на определенной высоте. «Высота в кабине» пассажирского самолета не может превышать 2400-2500 метров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
высота полета, высота герметичной кабины
Соотношение высоты полета и высоты кабины
frequentflyers.ru

Когда высота герметичной кабины достигает 3300 метров (то есть давление внутри самолета такое же, как на высоте 3300 метров), срабатывает система предупреждения о декомпрессии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Само по себе включается стопроцентное освещение.
  • Загорается табло «Застегнуть ремни».

  • Подается соответствующий звуковой сигнал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как только высота герметичной кабины достигнет 4200 метров, выпадут кислородные маски. Они располагаются в панели над головой пассажиров, в туалетах и над станциями бортпроводников. Если крышки блоков не откроются автоматически, то пилоты сделают это принудительно. Также бортпроводники смогут открыть их вручную с помощью специальной шпильки – MRT (Manual Release Tool).

Пассажиры в кислородных масках
Кислородные маски должны закрывать нос и рот
nyytimes.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При появлении масок необходимо немедленно надеть ближайшую, поскольку уже через 10 секунд можно потерять сознание. Именно поэтому нужно обеспечить маской сначала себя, а потом оказывать помощь другим, в том числе собственному ребенку.

Взрывная декомпрессия

Не всегда давление падает медленно, что позволяет приготовиться к появлению масок. Декомпрессия может быть быстрой, или взрывной.

  • Слышится хлопок или громкий свистящий шум.
  • Понижается температура, образуется туман.

  • Из-за резкого скачка давления сильно закладывает уши.

  • Незакрепленные предметы двигаются в сторону повреждения корпуса.

  • Выпадают маски, включается стопроцентное освещение, подается звуковой сигнал.

Если разгерметизация застала вас в проходе самолета и свободных кресел рядом нет, сядьте на пол, наденьте ближайшую маску и держитесь за крепление сидений.

Современные самолеты оснащены кислородными системами с химическими генераторами, то есть кислород вырабатывается в результате химической реакции. Чтобы привести систему в действие нужно, чтобы хотя бы один пассажир потянул маску. А вот остановить подачу кислорода уже не получится, поскольку невозможно прекратить реакцию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Устройство кислородной системы
Учебное пособие «Боинг 737-300/400/500. Аварийные процедуры и аварийно-спасательное оборудование»

Время работы генератора – 15 минут. По нормам, самолет должен снизиться до высоты 4200 метров за 3,5 минуты, поэтому кислорода в масках точно хватит. Кстати, в процессе реакции сильно повышается температура генератора – до 300 градусов по Цельсию, появляется запах гари. Пугаться его не стоит, как и пытаться заправить маски обратно в ниши по окончании аварийного снижения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кислородная система кабины пилотов

У пилотов своя система обеспечения кислородом, которая не зависит от пассажирской. Она газовая, состоит из кислородного баллона, шлангов и масок. В отличие от пассажирских масок, пилотские плотно обхватывают лицо, подобно противогазу, имеют противодымные очки и могут работать в нескольких режимах в зависимости от ситуации.

  • Normal. Кислород подается в маску, смешиваясь с воздухом из кабины. Такой режим может понадобиться пилоту в терапевтических целях, если закружилась голова и нужен воздух.
  • 100%. В маску подается чистый кислород на вдохе. Этот режим выбирается при задымлении на борту и разгерметизации. Маска перестает пропускать воздух из окружающей среды, спасая летный экипаж от отравления дымом и нехватки кислорода.

  • Emergency. Принудительная подача чистого кислорода. Используется для оказания медицинской помощи при потере сознания, наполнения легких кислородом.

Переключатель режимов находится на масках, а перед полетом они все устанавливаются в режим 100%.

Нажми и смотри

Если пилоты не успели надеть маски

Если летный экипаж не выходит на связь с кабинным и самолет не начал аварийное снижение в течение трех минут, старшему бортпроводнику необходимо пройти в кабину для оказания помощи. Для этого нужно перейти на дыхание от кислородного баллона.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Время его работы зависит от объема и режима подачи кислорода. Для передвижения по салону используется режим LOW. В этом случае баллона емкостью 310 литров хватит на 155 минут, а маленького (120 л) – на 60 минут.

Если кислородного баллона поблизости нет, бортпроводник добирается до него, передвигаясь по салону от маски к маске. (Это возможно, поскольку количество масок всегда на одну больше, чем кресел в блоке.)

Обеспечив себя кислородом, бортпроводник заходит в кабину, надевает на пилотов кислородные маски и включает режим «Emergency», что позволяет летчикам прийти в чувства.

Далее самолет продолжает полет на безопасной высоте до ближайшего аэродрома, где логичнее всего совершить посадку.