В 1891 году французский медик Александр Лайон изобрел и изготовил первый инкубатор, который представлял из себя небольшой деревянный сервант с одной полкой, на которую помещали младенцев. Вблизи бокса устанавливался нагревательный аппарат, который поддерживал в инкубаторе температуру воздуха около 35-38 градусов. Доктор был уверен, что его изобретение изменит мир и поможет спасти миллионы детских жизней.
Как аттракцион с недоношенными детьми помог спасти тысячи жизней

Александр Лайон и его серванты с детьми

Но простые люди и представители церкви в один голос говорили: «Боженька дал, он же и взял». Вмешательство в «планы божьи» считалось страшным грехом.
Циничные работники больниц тоже отказывались подключать инкубаторы. Свое решение они аргументировали пустой тратой времени и электроэнергии, которая вот только-только стала доступной. Помимо этого нужно было еще нанять медицинских сестер, которые следили бы за этими боксами, естественно, не бесплатно.

Но Лайон и не думал опускать руки. Он решил провести рекламную кампанию и выставил свое изобретение на ярмарке. Но что интересного в пустых стеклянных шкафах? Чтобы заинтересовать проходящих мимо зевак, Александр Лайон придумал разместить в инкубаторах слабых недоношенных младенцев, которых с радостью ему предоставили врачи местных больниц.
Идея сработала, правда, людей интересовали больше недоношенные сморщенные «диковины», чем передовые технологии. Но они были готовы платить. А вырученных денег хватало, чтобы оплатить услуги медсестер-сиделок, аренду павильона и создать версию 2.0 инкубатора в виде шкафчика.
Доктор, он же самозванец Мартин Куни
Слухи о «кунсткамере» с младенцами вскоре долетели до Исландии, где Лайона поддержал другой педиатр — Мартин Куни.

Но вряд ли у него вообще было медицинское образование, поскольку никаких записей в архивах и учебных заведениях о нем нет. Зато известно наверняка, что уроженец не то Германии, не то Польши, был известным в узких кругах шоуменом! А это именно то, что было нужно детищу Лайона.

В 1903 году Мартин Куни скупил больше десятка инкубаторов, расставил их в арендованном помещении в парке развлечений в США, заполнил боксы младенцами и напечатал сотни афиш, приглашая всех желающих на свое новое шоу: «аттракционы с детьми весом менее 900 грамм».
Люди часами стояли в очереди, платили по 15-25 центов, чтобы хотя бы одним глазком взглянуть на крохотных детей, а за дополнительную плату можно было даже потрогать младенца, чтобы убедиться, что он настоящий. Это было даже лучше популярных в те годы «шоу уродцев».
Но цель самого Мартина была в другом: он искренне мечтал дать этим детям шанс на выживание
Как только двери аттракциона закрывались, к детям приходили кормилицы, которые по рекомендациям Куни сидели на строжайшей диете, чтобы преждевременно родившиеся дети получали с молоком максимум полезных микроэлементов. Все медсестры всегда были в белоснежной накрахмаленной форме, а помещение, где были дети, сияло безупречной чистотой.
Средства, полученные от продажи билетов, покрывали зарплаты медицинских работников. Мартин Куни ничего не брал себе. В среднем жизнеобеспечение одного ребенка обходилось Мартину в 15 долларов в день. По сегодняшним меркам это 29 тысяч рублей.
Люди же считали, что он просто наживается на горе родителей недоношенных детей. Его ругали и ненавидели даже медики. Но Куни просто не обращал на них внимания, продолжая делать свою работу.
Все изменилось, когда «участники» шоу вернулись к своим родителям
В те времена выживали в среднем лишь 15–20% процентов младенцев, а благодаря Мартину эта цифра возросла до 85%!
Вот тут медики наконец задумались и прикупили парочку инкубаторов в свои больницы.
Родители недоношенных малышей готовы были отдать все, что у них было, лишь бы Куни взял в свое «шоу» их младенцев. Однако Мартин никогда не брал с матерей и отцов денег. Он помогал всем, кто нуждался в его помощи. А когда места на выставке стали заканчиваться, Мартин открыл еще несколько экспозиций.
«Аттракционы» Мартина Куни проработали почти сорок лет. За это время через его боксы прошло 6,5 тысяч недоношенных детей, которые вернулись домой живыми и здоровыми!
Как многие гении, Мартин Куни умер в возрасте 80 лет в одиночестве и полной нищете. Но зато сбылась его мечта: благодаря его опыту в 1940-х годах американские и европейские больницы стали открывать специальные отделения для ухода за детьми, родившимися раньше срока. Его наследие живет и процветает по сей день!