Человек тигру не друг! Узнайте историю львов-людоедов из Цаво

Звуки бурения, взрывов и работ на железной дороге Кения-Уганда в XIX веке среди больших скал над рекой Цаво не отпугнули больших африканских кошек, а наоборот. Ночью, когда строительство моста прекращалось и рабочие уходили в свои ветхие пальмовые хижины, чтобы отдохнуть, тишина прерывалась криками.
Человек тигру не друг! Узнайте историю львов-людоедов из Цаво
thebrainscoop

В марте 1898 года строительство британской колониальной железной дороги под палящим африканским солнцем остановилось, так как исчезновения рабочих парализовали всю работу. За этими событиями стояли охотники, скрывающиеся во тьме кенийской саванны — «Людоеды Цаво». Двух львов-самцов, которых почти никто не видел, прозвали «Призрак» и «Тьма».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Изучение зубов львов дает подсказки и поднимает новые вопросы о том, что заставило львов-людоедов Цаво убивать людей /
Изучение зубов львов дает подсказки и поднимает новые вопросы о том, что заставило львов-людоедов Цаво убивать людей /
Field Museum

Львы-людоеды Цаво

Подполковник Джон Паттерсон опубликовал книгу «Людоеды Цаво и другие восточноафриканские приключения» в 1907 году, где заявил сенсационные цифры — львы съели 135 человек. Однако железнодорожная компания Уганды сообщала о 28 погибших рабочих.

  • Спустя более чем сто лет после этой истории, используя химический анализ львиных шкур, эксперты предложили более точную цифру: 35 человек были съедены, 11 одним львом и 24 другим.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В XXI веке Брюс Паттерсон из Полевого музея и Лариса ДеСантис из Университета Вандербильта опубликовал в журнале Scientific Reports исследование зубов и челюстей печально известных львов-людоедов по сравнению с другими, пойманными в дикой природе. На микроскопическом уровне было обнаружено: для людоедов охота на живых людей могла быть предпочтительнее, чем грызть кости мертвых животных, что гораздо тяжелее для зубов.

Подполковник Джон Генри Паттерсон с первым из двух львов-людоедов Цаво, которых он убил в декабре 1898 года /
Подполковник Джон Генри Паттерсон с первым из двух львов-людоедов Цаво, которых он убил в декабре 1898 года /
Field Museum
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другие факторы, объясняющие желание животных лакомиться людьми, включали сильную засуху в регионе, вирус чумы крупного рогатого скота, который убивал буйволов, а также караванный маршрут, по которому следовала железная дорога. «Этот караванный путь, вполне вероятно, оставлял за собой постоянный след из мертвых и умирающих рабов», — отметил Брюс Паттерсон. Так, львы, возможно, научились есть человеческую плоть, пробуя на вкус трупы рабочих.

«Дайте мне нюхательный табак, виски и шведов, и я построю эту железную дорогу через ад», — однажды сказал знаменитый железнодорожный барон Миннесоты Джеймс Дж. Хилл . Подполковник Генри Паттерсон в конце XIX века мог бы сказать то же самое. Львы задерживали строительство железной дороги, но у британского военного офицера Паттерсона, имеющего опыт убийства тигров в Индии, был план.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Черепа льва Цаво на выставке в Полевом музее в Чикаго /
Черепа льва Цаво на выставке в Полевом музее в Чикаго /
wikimedia.org

В декабре 1898 года первая попытка Паттерсона убить львов оказалась неудачной. Вызвав рабочих из лагеря собрать консервные банки и шумные инструменты, он приказал им выстроиться полукругом и двинуться в кусты. Паттерсон расположился за муравейником и ждал, пока лев пройдет мимо. Лев подошел к необходимой позиции, но двуствольная винтовка Паттерсона дала осечку. Он успел убежать и спастись: лишь после четвертой попытки оба людоеда были мертвы.