Каршеринг по-советски: как в СССР пытались запустить привычный для нас сегодня сервис
Конечно, важно учитывать, что современный каршеринг подразумевает под собой возможность именно краткосрочной аренды. Например, взять авто можно даже на несколько минут для поездки в соседний магазин. В СССР же автомобили арендовали как минимум на несколько часов, чаще — на день. Однако в остальном идея «шеринга» или совместного использования инфраструктуры — одна и та же.
Первые «операторы» советского каршеринга
Массово арендовать авто в СССР начали в 1956 году. Тогда в Москве на базе автопарка №12 открылся первый «Прокат автомобиля без шофера». Сначала для ежедневного пользования москвичам было доступно только 80 машин, однако через несколько лет их число выросло до 300. В основном в автопарк первого советского каршеринга входили «Москвичи».
Позже похожий пункт проката открылся в Свердловске — там горожане могли взять в аренду «Волгу», «Победу» и «ГАЗ-69». Через некоторое время каршеринг появился еще в 40 крупных и курортных городах Союза.
Изначально деятельность таких сервисов никак не регулировалась законом. Однако к осени 1962 года Минтрансом РСФСР были приняты «Правила пользования легковыми автомобилями на условиях проката», а в 1969 году вышло постановление Совета Министров РСФСР.
Кто и как пользовался советским каршерингом?
Условия аренды советского каршеринга во многом напоминают современные. Правила проката могли разниться от региона к региону. Среди основных моментов:
- минимальный срок аренды — три часа, максимальный — до нескольких месяцев;
- в Москве для аренды было достаточно наличие ВУ, в регионах требовалось членство в туристических клубах, а иногда — сдача отдельного экзамена по вождению;
- «Победу» и «Москвича» выдавали всем желающим, а вот для поездок на премиальной «Волга» ГАЗ-2 требовалась хорошая история арендатора;
- минимальная средняя цена «Москвича-407» — 1 руб. 20 коп. плюс 2,4 коп. за километр пробега. А вот «Волга ГАЗ-2» стоила заметно дороже — 2 руб. 90 коп. в день и 2,9 коп. за километр.
Почему советский каршеринг «не поехал» дальше?
Основной причиной закрытия пунктов аренды была низкая культура вождения у граждан. Автомобили часто попадали в аварии, изнашивались, а следить за техническим состоянием прокатных машин становилось все труднее. В какой-то момент деятельность стала приносить все меньше прибыли.
После смещения Хрущева с руководящих должностей постепенно стали сходить на нет начатые при нем инициативы — аренда автомобилей попала под раздачу в числе первых. После того, как каршеринг перевели из подчинения местных органов народного хозяйства к союзному министерству транспорта, сервис начал постепенно исчезать. Уже к 70-м годам каршеринг был доступен только иностранным гражданам и представителям дипломатических миссий.