Зачем на передке локомотива оранжевые полосы: не спешите отвечать
И вот в 1972 году Совет Министров СССР утверждает новую цветовую схему. Согласно ей, лобовая часть любого поезда должна была нести несколько суриково-красных полос.
Холодная война и безопасность
По требованиям военных локомотивы и пассажирские вагоны в СССР, за редкими исключениями, красили в защитную схему: серая крыша и зеленые борта. Однако эффект скрытности оборачивался повышенной частотой несчастных случаев, когда люди не замечали приближающийся локомотив.
Ради безопасности и добавили полосы контрастного цвета. Получился компромисс, который устроил и минобороны, и путейское начальство: и требования камуфляжа соблюдены, и безопасность подросла.
К тому же такая переделка обошлась недорого. Несмотря на это, у железнодорожников Союза ушло целых четыре года, чтобы нанести их на все поезда. Представьте себе, сколько времени ушло Помимо этого, в случае войны полосы можно закрасить зеленым, чтобы локомотивы стали замаскированными.
Типичная схема окраски
Как правило, на кабину наносили три красные, а позже оранжевые полосы: одну под остеклением, одну в районе буферных огней — фарами их называть неправильно. Третья полоса проходила над путеочистителем-метельником, либо же сам метельник красили в оранжевый.
Стандартная схема допускала отклонения, как на изображении ниже.
Исключение составляли маневровые тепловозы
Такие локомотивы должны быть хорошо заметны не только спереди, но и со всех сторон, поэтому на них наносили широкий желтый кант, опоясывавший кузов по кругу.
Повлияло ли добавление ярких деталей на количество несчастных случаем, достоверно неизвестно. Как бы то ни было, правило действует и поныне. От него не отказались, даже когда РЖД в 2000-х приняли новую красно-серую корпоративную схему окраски. Подозреваю, что при виде оранжевой полосы на ярко-малиновой кабине у художников и дизайнеров начинает щипать глаза. Но ничего не поделаешь — правила есть правила, и безопасность на железных дорогах стоит выше эстетики.