Зачем на передке локомотива оранжевые полосы: не спешите отвечать

Такая цветовая схема применяется лишь на железных дорогах на постсоветском пространстве. Рассказываем, зачем отечественные железнодорожники ее придумали.
Зачем на передке локомотива оранжевые полосы: не спешите отвечать
Nyanvan | Wikimedia, CC4.0
Еще в начале 1970-х годов «боевая раскраска индейца» на передках локомотивов отсутствовала.

И вот в 1972 году Совет Министров СССР утверждает новую цветовую схему. Согласно ей, лобовая часть любого поезда должна была нести несколько суриково-красных полос.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
До введения новых правил локомотивы выглядели так. СССР
До введения новых правил локомотивы выглядели так.
Архив Коломенского завода

Холодная война и безопасность

По требованиям военных локомотивы и пассажирские вагоны в СССР, за редкими исключениями, красили в защитную схему: серая крыша и зеленые борта. Однако эффект скрытности оборачивался повышенной частотой несчастных случаев, когда люди не замечали приближающийся локомотив.

Ради безопасности и добавили полосы контрастного цвета. Получился компромисс, который устроил и минобороны, и путейское начальство: и требования камуфляжа соблюдены, и безопасность подросла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К тому же такая переделка обошлась недорого. Несмотря на это, у железнодорожников Союза ушло целых четыре года, чтобы нанести их на все поезда. Представьте себе, сколько времени ушло Помимо этого, в случае войны полосы можно закрасить зеленым, чтобы локомотивы стали замаскированными.

Типичная схема окраски

Как правило, на кабину наносили три красные, а позже оранжевые полосы: одну под остеклением, одну в районе буферных огней — фарами их называть неправильно. Третья полоса проходила над путеочистителем-метельником, либо же сам метельник красили в оранжевый.

Советская электричка — Зачем поездам красные, оранжевые и желтые полосы
Краснее, ярче и толще — такие точно заметят издалека.
Dinamik, в общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стандартная схема допускала отклонения, как на изображении ниже.

ПОЕЗД
Ключевым является все-таки наличие выделяющихся деталей, а не их форма.
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исключение составляли маневровые тепловозы

Такие локомотивы должны быть хорошо заметны не только спереди, но и со всех сторон, поэтому на них наносили широкий желтый кант, опоясывавший кузов по кругу.

Маневровый тепловоз
Желтый пояс также наносится для лучшей видимости.
Novoklimov | Wikimedia, CC1.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Зачем оранжевые полосы на красной «морде» электропоезда
Зачем оранжевые полосы на красной «морде» электропоезда?
Maxim Dmitriev | Wikimedia, CC4.0

Повлияло ли добавление ярких деталей на количество несчастных случаем, достоверно неизвестно. Как бы то ни было, правило действует и поныне. От него не отказались, даже когда РЖД в 2000-х приняли новую красно-серую корпоративную схему окраски. Подозреваю, что при виде оранжевой полосы на ярко-малиновой кабине у художников и дизайнеров начинает щипать глаза. Но ничего не поделаешь — правила есть правила, и безопасность на железных дорогах стоит выше эстетики.