«Горело все!»: удивительная история о том, как экипаж посадил полыхающий самолет в клеверном поле

16 декабря 1982 года АН-24Б направился из Курска в Одессу. Самолет был полупустой: из 52 посадочных мест оказались заняты лишь 22. Взлет прошел успешно, да и сам полет до некоторых пор протекал должным образом, как вдруг откуда ни возьмись в салон повалил дым, появился сильный запах гари.
«Горело все!»: удивительная история о том, как экипаж посадил полыхающий самолет в клеверном поле
romandor.com
К большому счастью, в этом инциденте обошлось без жертв.

Единственная бортпроводница Наталья Леонова быстро перемещалась по проходу, уточняя у пассажиров, не хотят ли они чего-нибудь испить или перекусить. В какой-то момент неожиданно загорелось табло «пристегните ремни», из кабины пилота выбежал штурман Михаил Мартыненко, подозвал к себе стюардессу и шепотом произнес: «Успокой пассажиров!».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не понимая, что происходит, Наталья принялась выполнять приказ. Она общалась с людьми в спокойном тоне и не позволяла панике овладеть ими.

«В 12.55 по московскому времени, когда до Одессы оставалось 110 километров, сработала сигнализация – отказал один из генераторов. В кабину из электрощита повалил едкий дым – копоть, смешанная с запахом хлора и горящей пластмассы. Пламя стало распространяться так быстро, что от огнетушителей оказалось мало толку. Экипажу был отдан приказ надеть маски, началось экстренное снижение»
Из рассказов командира воздушного судна Юрия Ермакова

Поначалу самолетом управляли по приборам — видимость была никакая, самолет вошел в 10-балльную облачность. Но вскоре вся электроника отключилась, в рабочем состоянии остались только двигатели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В это время в салоне самолета

Кислородные маски не выпали из верхних панелей — просто потому, что их там в принципе и не было. Они даже не были предусмотрены в небольшом салоне АН-24Б — были только для экипажа.

Самолет АН-24 авиакомпании Аэрофлот
Самолет АН-24 авиакомпании Аэрофлот
romandor.com

Пассажиры, до сих пор подбадриваемые бортпроводницей (и как ей это удавалось?), закутали головы в шарфы, платки, шапки и прочие вещи. Чтобы никто не задохнулся в замкнутом пространстве, заполненном дымом, экипажу пришлось нарушить инструкцию: на высоте двух километров была произведена разгерметизация кабины, переднюю багажную дверь чуть приоткрыли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Растение, приносящее удачу

Самолет стремительно снижался — скорость его была в районе 540 километров в час. Единственным ориентиром для пилотов был лишь высотомер: данные командиру выкрикивал стажер Владимир Скарюкин.

Бортмеханик Николай Бородин заметил, что на Юрия Ермакова с потолка капает расплавленный пластик. И тогда он поступил как герой: сбросил с себя кислородную маску, быстро взял с вешалки шинель и прикрыл командира, совершенно не думая о себе. В это время у Ермакова загорелся рукав рубашки, волосы практически полностью обгорели.

Причиной задымления стало возгорание электрооборудования.

Наконец, самолет выскочил из облаков, теперь командир мог визуально оценить, где можно совершить экстренную посадку. Впереди – не вариант, там деревня и высоковольтная линия, а вот чуть подальше виднеется поле. Кажется, клеверное.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Понадеясь на чудо и на удачу, которую, как считается, приносит это растение, пилот принялся сажать самолет без выпуска шасси — если колесо попадет в яму или напорется на кочку, самолет перевернется, и тогда без жертв обойтись точно не удастся. Судно пропахало брюхом 330 метров поля. Самолет едва не развалился на две части.

Не потратив ни минуты на передышку, экипаж приступил к быстрой эвакуации пассажиров. Как только все, кто был на борту, вышел на улицу и отошел на безопасное от самолета расстояние, прогремел взрыв — это были баки с топливом.

Экипаж самолета АН-24Б, который 16 декабря 1982 года произвел экстренную посадку в клеверном поле
Экипаж самолета АН-24Б, который 16 декабря 1982 года произвел экстренную посадку в клеверном поле
romandor.com

Страшный полет длился 7 минут 40 секунд. Нам может казаться это совсем небольшим промежутком времени, но для тех, кто был в том самолете, эти 8 минут казались вечностью.

К счастью, история закончилась благополучно: обошлось без жертв, а авиационный комитет высоко оценил действия экипажа. После этого инцидента в летные инструкции даже были внесены некоторый изменения.