«Горело все!»: удивительная история о том, как экипаж посадил полыхающий самолет в клеверном поле
Единственная бортпроводница Наталья Леонова быстро перемещалась по проходу, уточняя у пассажиров, не хотят ли они чего-нибудь испить или перекусить. В какой-то момент неожиданно загорелось табло «пристегните ремни», из кабины пилота выбежал штурман Михаил Мартыненко, подозвал к себе стюардессу и шепотом произнес: «Успокой пассажиров!».
Не понимая, что происходит, Наталья принялась выполнять приказ. Она общалась с людьми в спокойном тоне и не позволяла панике овладеть ими.
Поначалу самолетом управляли по приборам — видимость была никакая, самолет вошел в 10-балльную облачность. Но вскоре вся электроника отключилась, в рабочем состоянии остались только двигатели.
В это время в салоне самолета
Кислородные маски не выпали из верхних панелей — просто потому, что их там в принципе и не было. Они даже не были предусмотрены в небольшом салоне АН-24Б — были только для экипажа.
Пассажиры, до сих пор подбадриваемые бортпроводницей (и как ей это удавалось?), закутали головы в шарфы, платки, шапки и прочие вещи. Чтобы никто не задохнулся в замкнутом пространстве, заполненном дымом, экипажу пришлось нарушить инструкцию: на высоте двух километров была произведена разгерметизация кабины, переднюю багажную дверь чуть приоткрыли.
Растение, приносящее удачу
Самолет стремительно снижался — скорость его была в районе 540 километров в час. Единственным ориентиром для пилотов был лишь высотомер: данные командиру выкрикивал стажер Владимир Скарюкин.
Бортмеханик Николай Бородин заметил, что на Юрия Ермакова с потолка капает расплавленный пластик. И тогда он поступил как герой: сбросил с себя кислородную маску, быстро взял с вешалки шинель и прикрыл командира, совершенно не думая о себе. В это время у Ермакова загорелся рукав рубашки, волосы практически полностью обгорели.
Наконец, самолет выскочил из облаков, теперь командир мог визуально оценить, где можно совершить экстренную посадку. Впереди – не вариант, там деревня и высоковольтная линия, а вот чуть подальше виднеется поле. Кажется, клеверное.
Понадеясь на чудо и на удачу, которую, как считается, приносит это растение, пилот принялся сажать самолет без выпуска шасси — если колесо попадет в яму или напорется на кочку, самолет перевернется, и тогда без жертв обойтись точно не удастся. Судно пропахало брюхом 330 метров поля. Самолет едва не развалился на две части.
Не потратив ни минуты на передышку, экипаж приступил к быстрой эвакуации пассажиров. Как только все, кто был на борту, вышел на улицу и отошел на безопасное от самолета расстояние, прогремел взрыв — это были баки с топливом.
Страшный полет длился 7 минут 40 секунд. Нам может казаться это совсем небольшим промежутком времени, но для тех, кто был в том самолете, эти 8 минут казались вечностью.
К счастью, история закончилась благополучно: обошлось без жертв, а авиационный комитет высоко оценил действия экипажа. После этого инцидента в летные инструкции даже были внесены некоторый изменения.