Почему у ведьм остроконечные шляпы?

При одном только слове «ведьма» у нас в голове появляется образ старой женщины с длинным носом, зеленоватой кожей, бородавками по всему телу, с метлой в руках и, конечно, с колпаком на голове. Вероятно, все внешние признаки были придуманы сочинителями детских сказок, чтобы вызвать у юных читателей не самые приятных впечатления о колдуньях. Но вот головной убор — это далеко не выдуманный атрибут, он имеет свою увлекательную историю.
Почему у ведьм остроконечные шляпы?
GettyImages
Образ ведьмы, пожалуй, считается самым популярным костюмом на Хэллоуин, поскольку в него довольно просто обличиться: девушкам нужно лишь надеть черное платье, накинуть черный плащ, слегка припудрить лицо, чтобы оно приняло бледноватый оттенок, взять в руки метлу и надеть на голову колпак.

Недавно мы уже разбирались, почему ведьмы летают именно на метлах – историю вы можете прочитать здесь. Теперь настало время разобраться с другим ведьминым атрибутом – со шляпой странноватой формы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эксперты не могут назвать точной даты, когда ведьмы начали носить конусообразные шляпы. В средние века, например, чародеек изображали нагими и без головного убора. На гравюрах XVII века они уже одеты, а на их головах – обычные чепчики. И только в начале XVIII века в английских книжках для детей впервые появляются зловещие старухи в черных остроконечных шляпах. Интересно, что в те времена черные шляпы с широкими полями в целом были в моде, но в итоге ассоциироваться они стали не просто с дамами, а именно с чародейками.

Какие есть теории?

Как и у любой традиции, у истории ведьминых шляп нет точного ответа, когда и с чего она началась. Есть лишь догадки и теории. Согласно первой версии, шляпу ведьмы ассоциируют с женщинами-квакерами. Это представители радикального протестантского движения, официальное название которого – Религиозное общество Друзей. Оно возникло в середине XVII века.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Верования квакеров в то время считались радикальными: особенно идея о том, что женщины и мужчины духовно равны и что женщинам разрешено быть проповедниками. Поскольку на них смотрели как на чужаков, а их взгляды и обычаи считались угрозой британской монархии и Англиканской церкви, квакеры часто подвергались преследованиям и тюремному заключению. А женщин, которых помимо всего прочего еще и обвиняли в колдовстве, заставляли носить шляпы в виде церковных шпилей. Предполагалось, что таким образом они смогут привлечь божью благодать и спасти свои заблудшие души.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
С давних времен женщины, которые наряжались на вечеринку по случаю Хэллоуина, надевали остроконечные шляпы. Для создания образа ведьмы одного только этого атрибута уже было предостаточно.
С давних времен женщины, которые наряжались на вечеринку по случаю Хэллоуина, надевали остроконечные шляпы. Для создания образа ведьмы одного только этого атрибута уже было предостаточно.
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По другой версии, происхождение шляпы ведьмы связано с остроконечными колпаками, которые носили еврейские мужчины в некоторых регионах средневековой Европы. Изначально они делали это добровольно, но после 1215 года это была уже вынужденная мера: в соответствии с папским декретом евреям необходимо было носить идентифицирующий предмет одежды при появлении на публике, в данном случае – еврейскую шляпу «Юденхут», которая, конечно, имела конусообразную форму. Из-за этого евреи становились легкой жертвой для преследователей. В этих головных уборах они изображались в средневековом искусстве континентальной Европы (кроме Великобритании) по крайней мере до XVI века.

В британском искусстве вообще в определенное время нельзя было заметить евреев. Дело в том, что они были изгнаны из королевства в 1290 году, и вплоть до 1656 года они не могли посещать территорию Великобритании. Все изменилось, когда лорд-протектор Оливер Кромвель разрешил им вернуться в Англию для переселения: это событие совпало с образованием новой религиозной группы, также столкнувшейся с подозрениями и преследованиями, – квакерами.

Популяризировался образ ведьмы в колпаке относительно недавно — в 1900 году, когда в свет вышел роман Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». В ней были представлены иллюстрации, изображавшие Злую ведьму Запада в высокой конической шляпе. Этот модный атрибут был перенесен и в экранизацию книги 1939 года, в которой Злую ведьму сыграла актриса Маргарет Хэмилтон.