Вы когда-нибудь задумывались над происхождением слова «полтора»? Ведь это половина какого-то «тора»!
С приставкой «пол-» все понятно. Да, мы в курсе, что это уже не приставка, а неотъемлемая часть корня. Но это сегодня, а в историческом разрезе это была именно приставка, которая с течением времени приросла к корню. А если копнуть еще глубже, то изначально «пол-» вообще было самостоятельным словом. Оно обозначало половину чего-либо.
Вопрос только в том, о какой половине идет речь в данном случае.
Как вы думаете, что такое «тора»?
Вплоть до XVIII века для обозначения дробных чисел с половиной единицы употреблялись слова, которые можно бы выговорить только трезвым языком. Сами убедитесь в этом: полътретья (2 ½), полъчетверта (3 ½), полъпята (4 ½), полъшеста (5 ½), полъсема (6 ½), полосьма (7 ½), полъдевята (8 ½).
Даже в XVIII веке Ломоносов писал:»Я через полпята года не токмо указанныя мне науки принял...», имея в виду, что он проучился четыре с половиной года.
В том же ряду, точно посередине между единицей и двойкой в русском языке примостилось очень странное словечко — «полтора».
Просто в нем выпала одна буква. Догадались уже, какая? Изначально слово было таким: «полъвтора». Числительное «полтора» происходит не от «половина трех» от «половина второго».
Оно обозначает не целое число, а дробь: 1,5. Одна целая пять десятых, если говорить по-математически.