Кто она, таинственная «Неизвестная» с самой неприличной картины Крамского?
На снежном фоне видны детали конных статуй на Аничковом мосту вдоль знаменитого Невского проспекта. Чувственные губы, глубокие глаза, густые брови. Женщина не столько красива внешне, сколько впечатляет ее особенная элегантность. Не ней пальто-шубка фасона «Скобелев» «из сукна вроде барашка цвета беж, с опушкой из балканской лисицы». На руках — шведские перчатки из тончайшей кожи и муфта, а голову украшает желанная всеми модницами того времени шляпка «Франциск» из темно-синего бархата, украшенная большим белым страусиным пером и жемчугом. Все эти вещи для 1883 года сверхмодные. Аристократия постепенно беднела, и люди из высшего света давно отказались от подобного облачения, в моде была изысканная простота.
Обратили внимание на позу? Она откинулась назад в двухместной карете. Так же, например, вела себя Анна Каренина в романе Льва Толстого. Такую выходку и одежду по последней моде могли позволить себе дамы полусвета: куртизанки и содержанки. В обществе этих женщин презирали и не пускали в приличные дома.
Третьяков, обожавший работы Ивана Крамского, отказался выкупать картину
На гастролях передвижной выставки в Варшаве картину покупает некий господин Клюквист, потом она оказывается в коллекции другого частного владельца, московского промышленника Павла Харитоненко. И только после революции, в 1925-м году, «Неизвестная» прибудет в Третьяковку.
Но кто она?
Ни в письмах, ни в дневниках Ивана Крамского нет упоминаний о личности этой женщины. За несколько лет до появления картины была опубликована «Анна Каренина» Л. Толстого, что дало повод некоторым исследователям утверждать, что Крамской изобразил главную героиню романа. Кто-то видит сходство с Настасьей Филипповной из романа Ф. Достоевского «Идиот».
Но почему они зациклилась на вымышленных персонажах? Что, если поискать прототип не в литературе, а в реальной жизни? Ведь Крамской мог написать «Неизвестную» со своей дочери Софьи.
Достаточно взглянуть на ее портрет «Девушка с кошкой», чтобы убедиться во внешнем сходстве прекрасных особ.
Игорь Оболенский, автор книги «Судьба красоты. Истории грузинских жен», утверждает, что прототипом незнакомки стала княжна Варвара Туркестанишвили – фрейлина императрицы Марии Федоровны, фаворитка Александра І, которому она родила дочь. Узнав, что Император не испытывает никакого интереса ни к ней, ни к ее ребенку, Варвара покончила с собой.
В 1880-х годах в руки Крамского попадает камея с портретом княжны, которую ей когда-то подарил император. Он был поражен красотой и трагической судьбой грузинки, что решил написать ее портрет.
Но, к сожалению, это одни только гипотезы. Не осталось ни записей в дневниках, ни писем, в которых могло бы мелькнуть имя модели. Крамской так и не признался, кто изображен на полотне. Он предпочел унести эта тайну в могилу. Художник умер во время работы над портретом доктора Раухфуса. Аневризма аорты оборвала жизнь Крамского на 49 году.