Из его картин ползли мокрицы. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить. Как Врубель писал портрет Брюсова
Демоны Врубеля
Не стоит обвинять во всех странностях поведения Врубеля одну только болезнь. Со своим «Демоном» Михаил Александрович встретился гораздо раньше.
Если любовь — это сумасшествие, то художник потерял разум, когда безответно влюбился в Эмилию Прахову.
Она стала его музой, именно ее образ он писал в многочисленных портретах и даже изобразил ее на иконе «Богоматерь с младенцем» в Кирилловском храме.
Врубель тратил последние деньги, чтобы поразить свою возлюбленную. Он мог написать картину на заказ, принести ее к ногам любимой, а после отказа разорвать на кусочки.
Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело — резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль:
В конце концов он начал искать забвения в вине и случайных связях, попал под суд за долги. Чтобы рассчитаться, Врубель был вынужден работать маляром на стройках и полотером в кабаках. Тогда-то художник и нарисовал своего первого «Демона» — красивого юношу с женскими чертами и глазами Эмилии.
Ничего пугающего в нем не было, только дух мятежный, страдающий, ищущий и не находящим места в этом мире. Ведь неслучайно с греческого слово «демон» переводится как «душа».
Душа же Врубеля наконец нашла покой в объятьях Надежды Забелы, которая стала художнику верной и преданной супругой, готовой идти нога в ногу с мужем через все невзгоды.
Образ «Демона» не оставлял художника ни на минуту: он рисовал его везде — на обрывках писем, на полях газет, на клочках бумаги. И все они смотрели на своего зрителя огромными глазами Эмилии.
Самый страшный дух — «Демон поверженный» — появился в 1901 году, в пору, когда у Надежды и Михаила умер их единственный сын Савва, которому едва исполнилось два года...
Не сумев справиться самостоятельно с этим горем, Врубель решил добровольно сдаться врачам:
Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить
В 1905 году издатель журнала «Золотое Руно» Николай Рябушинский решил собрать портретную галерею известных в то время писателей. Написать портрет Брюсова он предложил Михаилу Врубелю, который на тот момент находился в психиатрической лечебнице доктора Ф. А. Усольцева, в Петровском парке.
Брюсов вошел комнату со стенами без обоев и с самой дешевой мебелью. Увидев Врубеля, Брюсов ужаснулся. Перед ним стоял некогда приятный белокурый юноша, трансформирующийся в одного из Демонов:
Но сквозь все это безумие проглядывал гений
Врубель молча привязал полотно к спинке кресла, так как мольберта у него не было. Каждое его движение выдавало психическое расстройство художника, но стоило ему только взять в руки уголь, его движения приобретали необыкновенную уверенность и твердость. Он принялся набрасывать портрет, безо всяких подготовительных этюдов.
Врубель представил поэта, стоящего со скрещенными руками на фоне кустов сирени. Рассудочность, интеллектуальная рафинированность и суховатость запечатлелись в облике Брюсова. Именно эти черты особенно радовали Врубеля. Он не хотел хаоса, стихийности. Он хотел разумной ясности.
Но наброску не суждено было сохраниться: в один из дней Врубель тряпкой стер кусты, нечаянно задев и часть головы.
Но увы! Это был всего лишь неаккуратный взмах тряпки.
Врубель уверял, что в качестве фона поэту нужно что-то другое. Он достал откуда-то фотографию фрески эпохи Возрождения, на которой были изображены Психея и Амур. Он странно и ядовито хохотал при имени Психеи, упорно называя ее Псишей.
Работая над портретом, Врубель часто говорил о голосах, которые преследуют его. Особенно беспокоился он за недавно законченную им «Жемчужину»:
Но закончить портрет художник так и не смог. Рука перестала слушаться, постоянно дрожала. Но что было хуже всего: ему начало изменять и зрение.
Врубель написал письмо жене, что он не может ни читать, ни рисовать. И через несколько дней полностью ослеп.
Последние годы жизни художника прошли в полной тьме и в фантастических мечтах о каких-то «сапфирных», драгоценных глазах, которые ему дарует судьба. Он был фактически вне жизни. Его же творчество, напротив, только начинало по-настоящему жить.