Сгруппируйтесь: все об аварийной посадке самолета и эвакуации пассажиров
Для начала отметим, что аварийная посадка бывает подготовленной и неподготовленной. В первом случае у экипажа есть время для проведения брифинга и инструктажа пассажиров, во втором такой возможности нет, поскольку критическая ситуация возникает внезапно и развивается стремительно.
В случае подготовленной аварийной посадки командир воздушного судна с помощью условной команды вызывает в кабину пилотов старшего бортпроводника для проведения брифинга и сообщения «NITS», что расшифровывается следующим образом:
- N – Nature (суть проблемы: к примеру, заканчивается топливо);
- I – Intensions (намерения: например, будем садиться вне аэродрома);
- T – Time (время до посадки);
- S – Special instructions (особые указания, если есть).
Старший бортпроводник доводит эту информацию до коллег, и начинается подготовка к аварийной посадке. В первую очередь пассажиров просят поднять спинки кресел, убрать столики, снять обувь на высоком каблуке, галстуки, шейные платки, очки, расстегнуть воротники и убрать все предметы, которые потенциально могут нанести травму. Вся ручная кладь должна быть либо на багажной полке, либо под сиденьем впереди стоящего кресла. Еще раз указываются направления к аварийным выходам, а также демонстрируется безопасная поза – как именно нужно сгруппироваться перед касанием земли.
Если вы сидите у аварийных выходов или расстояние до впереди стоящего кресла достаточное, то:
- максимально туго затяните ремень безопасности;
- наклонитесь вперед, закройте голову руками;
- колени держите вместе, а ступни – врозь.
Если же шаг кресел небольшой и наклониться вперед не получается, то скрестите руки перед собой, положите их на спинку впереди стоящего кресла и прижмитесь лбом к рукам.
Если вы летите с маленьким ребенком на руках, то:
- застегните свой ремень безопасности;
- положите ребенка к себе на колени ногами к проходу;
- одной рукой прижмите ребенка к себе, поддерживая его голову;
- наклонитесь над ребенком;
- другой рукой зафиксируйте ноги ребенка и свою голову.
Выполнить эти действия необходимо по команде командира: «Brace, Brace!» (Сгруппируйтесь, сгруппируйтесь!) Она подается, когда до земли остается 60 метров. Ее обязательно продублируют бортпроводники.
Также кабинный экипаж может назначить пассажиров-помощников – тех людей, которые будут открывать аварийные выходы в том случае, если по каким-либо причинам этого не смогут сделать бортпроводники. Важный момент: дверь нельзя открывать, если за ней огонь, дым или какое-то препятствие. В этом случае выход нужно заблокировать и направлять пассажиров к другим дверям.
Эвакуация начинается по команде командира либо любого члена экипажа, если в салоне начался пожар, возникло задымление или разломился фюзеляж. Важно оставить всю ручную кладь на месте и выполнять команды бортпроводников, которые почти во всех авиакомпаниях звучат одинаково: «Отстегнуть ремни, оставить все, на выход! Прыгайте, съезжайте, убегайте!»
На трап нужно именно прыгать, а не аккуратно садиться, поскольку следует как можно быстрее оказаться внизу. Согласно нормативам, покинуть борт необходимо всем в течение 90 секунд. Съезжать надо строго в положении сидя, а руки держать впереди, ни в коем случае не пытаясь ими затормозить. Оказавшись внизу, нужно отбежать от самолета минимум на 100 метров в целях безопасности.
По окончании эвакуации члены экипажа проверяют, не остался ли кто в салоне, берут необходимое оборудование, аптечки и покидают самолет.
В случае аварийной посадки на воду подготовка будет выглядеть аналогично, за исключением того, что будет необходимо надеть заранее спасательные жилеты, а надуть их – непосредственно перед покиданием самолета.
В приоритете будут использоваться выходы на крыло – так называемая «сухая эвакуация», поскольку нахождение в воде грозит переохлаждением. Но если спасателей поблизости нет, то нужно как можно дальше отплыть от самолета, поскольку он в итоге пойдет на дно, и образовавшаяся воронка затянет всех, кто в нее попадет. А чтобы как можно дольше не замерзать в воде, рекомендуется принять «позу зародыша»: подтянуть колени к груди и обхватить их руками.
Что касается неподготовленной аварийной посадки, то о ней все узнают по команде КВС «Brace, Brace!», то есть в том случае, когда какая-то неисправность возникла одномоментно. Нужно принять безопасную позу и далее следовать указаниям экипажа.
Стоит отметить, что не каждая аварийная посадка заканчивается эвакуацией – это крайняя мера, и предпринимается она в том случае, если есть угроза жизни и здоровью пассажиров. Так что если не прозвучала соответствующая команда, оставайтесь на своих местах и сохраняйте спокойствие.