Сгруппируйтесь: все об аварийной посадке самолета и эвакуации пассажиров

Причин, которые могут привести к аварийной посадке и эвакуации, несколько – от человеческого фактора до технических неисправностей. Дело это в любом случае рискованное и неприятное, но если соблюдать ряд правил, то получится обойтись без серьезных травм, а то и вовсе отделаться испугом. Давайте разберем, как пассажирам подготовиться к жесткой посадке и правильно съехать по надувным трапам при эвакуации.
Сгруппируйтесь: все об аварийной посадке самолета и эвакуации пассажиров
Wikipedia

Для начала отметим, что аварийная посадка бывает подготовленной и неподготовленной. В первом случае у экипажа есть время для проведения брифинга и инструктажа пассажиров, во втором такой возможности нет, поскольку критическая ситуация возникает внезапно и развивается стремительно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Инструкция по безопасности на борту
Инструкция по безопасности на борту
Rossiya – Russian Airlines

В случае подготовленной аварийной посадки командир воздушного судна с помощью условной команды вызывает в кабину пилотов старшего бортпроводника для проведения брифинга и сообщения «NITS», что расшифровывается следующим образом:

  • N – Nature (суть проблемы: к примеру, заканчивается топливо);
  • I – Intensions (намерения: например, будем садиться вне аэродрома);
  • T – Time (время до посадки);
  • S – Special instructions (особые указания, если есть).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Старший бортпроводник доводит эту информацию до коллег, и начинается подготовка к аварийной посадке. В первую очередь пассажиров просят поднять спинки кресел, убрать столики, снять обувь на высоком каблуке, галстуки, шейные платки, очки, расстегнуть воротники и убрать все предметы, которые потенциально могут нанести травму. Вся ручная кладь должна быть либо на багажной полке, либо под сиденьем впереди стоящего кресла. Еще раз указываются направления к аварийным выходам, а также демонстрируется безопасная поза – как именно нужно сгруппироваться перед касанием земли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если вы сидите у аварийных выходов или расстояние до впереди стоящего кресла достаточное, то:

  • максимально туго затяните ремень безопасности;
  • наклонитесь вперед, закройте голову руками;
  • колени держите вместе, а ступни – врозь.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если же шаг кресел небольшой и наклониться вперед не получается, то скрестите руки перед собой, положите их на спинку впереди стоящего кресла и прижмитесь лбом к рукам.

Если вы летите с маленьким ребенком на руках, то:

  • застегните свой ремень безопасности;
  • положите ребенка к себе на колени ногами к проходу;
  • одной рукой прижмите ребенка к себе, поддерживая его голову;
  • наклонитесь над ребенком;
  • другой рукой зафиксируйте ноги ребенка и свою голову.

Выполнить эти действия необходимо по команде командира: «Brace, Brace!» (Сгруппируйтесь, сгруппируйтесь!) Она подается, когда до земли остается 60 метров. Ее обязательно продублируют бортпроводники.

Также кабинный экипаж может назначить пассажиров-помощников – тех людей, которые будут открывать аварийные выходы в том случае, если по каким-либо причинам этого не смогут сделать бортпроводники. Важный момент: дверь нельзя открывать, если за ней огонь, дым или какое-то препятствие. В этом случае выход нужно заблокировать и направлять пассажиров к другим дверям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эвакуация начинается по команде командира либо любого члена экипажа, если в салоне начался пожар, возникло задымление или разломился фюзеляж. Важно оставить всю ручную кладь на месте и выполнять команды бортпроводников, которые почти во всех авиакомпаниях звучат одинаково: «Отстегнуть ремни, оставить все, на выход! Прыгайте, съезжайте, убегайте!»

Обратите внимание: на фото люди спускаются с ручной кладью. Ее можно брать с собой только в случае контролируемого покидания самолета, но не при эвакуации, так как пока люди достают сумки, теряется драгоценное время.
Обратите внимание: на фото люди спускаются с ручной кладью. Ее можно брать с собой только в случае контролируемого покидания самолета, но не при эвакуации, так как пока люди достают сумки, теряется драгоценное время.
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На трап нужно именно прыгать, а не аккуратно садиться, поскольку следует как можно быстрее оказаться внизу. Согласно нормативам, покинуть борт необходимо всем в течение 90 секунд. Съезжать надо строго в положении сидя, а руки держать впереди, ни в коем случае не пытаясь ими затормозить. Оказавшись внизу, нужно отбежать от самолета минимум на 100 метров в целях безопасности.

По окончании эвакуации члены экипажа проверяют, не остался ли кто в салоне, берут необходимое оборудование, аптечки и покидают самолет.

В случае аварийной посадки на воду подготовка будет выглядеть аналогично, за исключением того, что будет необходимо надеть заранее спасательные жилеты, а надуть их – непосредственно перед покиданием самолета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
US Airways

В приоритете будут использоваться выходы на крыло – так называемая «сухая эвакуация», поскольку нахождение в воде грозит переохлаждением. Но если спасателей поблизости нет, то нужно как можно дальше отплыть от самолета, поскольку он в итоге пойдет на дно, и образовавшаяся воронка затянет всех, кто в нее попадет. А чтобы как можно дольше не замерзать в воде, рекомендуется принять «позу зародыша»: подтянуть колени к груди и обхватить их руками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что касается неподготовленной аварийной посадки, то о ней все узнают по команде КВС «Brace, Brace!», то есть в том случае, когда какая-то неисправность возникла одномоментно. Нужно принять безопасную позу и далее следовать указаниям экипажа.

Стоит отметить, что не каждая аварийная посадка заканчивается эвакуацией – это крайняя мера, и предпринимается она в том случае, если есть угроза жизни и здоровью пассажиров. Так что если не прозвучала соответствующая команда, оставайтесь на своих местах и сохраняйте спокойствие.