Путешествия будущего: как технологии меняют туризм
Неизведанные пути: тренд на посещение диких мест
Последние десять лет моя компания занимается организацией индивидуальных туров по всему миру. Индивидуальный — это тур, в котором все составляющие программы могут корректироваться под пожелания клиента. Отели, транспорт, меню, люди, стоимость — абсолютно все. Главный принцип такой — клиент ставит задачу, мы ее решаем.
Сейчас вектор интересов смещается, и клиентам хочется забираться все дальше от туристических мест и больших городов. И это не потому, что люди стали более отчаянными, а потому что теперь организовать в тайге или пустыне по-настоящему комфортные условия стало возможно.
Мы строим кэмпы, берем дома на колесах, возим с собой шеф-поваров, используем современную технику, которая с каждым днем везет все быстрее и дальше. Ощущение экстремальных условий остается лишь ощущением. Такие стрессы никому не нужны в 21 веке. Природа теперь — это декорации, которые прилагаются к приятному времяпрепровождению за пределами цивилизации.
Романтика походов и костров осталась, просто мы все изменились. Людям уже не нужно бороться за кусок хлеба, у всех в домах появились мультиварки и душевые кабины, а еще время и деньги на путешествия. Тут нет ни грамма цинизма, все закономерно. Привыкнув однажды к сервису, комфорту и разнообразию развлечений, хочется получать то же самое в любой глуши, куда бы ты не забрался. Ввесь этот природный вайб у большинства заканчивается с первым дождем.
Вездеходы: теперь за трактором идти еще дальше
Технологические инновации в области проектирования транспорта высокой проходимости шагнули далеко вперед. Раньше эта техника имела специализированное назначение — рыбалка, охота, использование профильными службами вроде МЧС. Сейчас же большинство производители рассматривают туризм, как основное направление для развития. Это прослеживается не только в их рекламе, но и в том, что аскетичные, и порой спартанские комплектации теперь заменяются на оснащенные кожаными салонами, акустическими системами, кондиционерами и прочими цацками.
Для безопасного передвижения по песку, горным дорогам, болотам мы используем вездеходы на шинах низкого давления. На рынке довольно много производителей, которые предлагают модели под разные задачи. Российские «Трэколы», «Шерпы», «Русаки», канадские Argo и еще с десяток других.
Эти автомобили имеют ряд преимуществ перед подготовленными внедорожниками. Во-первых, за счет больших колес, как правило, они все амфибии, а это значит, что не так страшен глубокий брод или вероятность провалиться под лед. Во-вторых, из-за тех же размеров колес эта техника в разы превышает проходимость в любых условиях. В-третьих, такие автомобили в целом больше по размеру кузова, что позволяет их использовать как место питания или даже как жилой модуль во время диких остановок.
Мы используем амфибийные вездеходы практически во всех регионах России – от Камчатки до Кольского полуострова. Как правило, это заброски по глубокому снегу и льду, штурм горных дорог.
В 2013 году меня случайно занесло в Исландию, в гараж, пожалуй, самых известных в мире конструкторов внедорожного оборудования. Компания Arctic Trucks стала широко известна после того, как ведущие телепередачи Top Gear Ричард Хаммонд, Джереми Кларксон и Джеймс Мэй покорили на доработанных ей внедорожниках Южный Полюс. Мы использовали внедорожники АТ в джип-экспедиции на Байкале, когда колонной из десяти машин преодолели 2034 километра по льду озера.
Сафари по дикой воде: теперь в поход можно отправиться в мокасинах
Путешествия по горным рекам и озерам еще одно направление, которое активно развивается. С каждым днем моторы аэролодок становятся мощнее, а материалы, из которых изготавливают надувные скеги — прочнее. Это позволяет увидеть места, которые раньше были доступны только прожженным походникам. Я и мои клиенты к этой категории не относимся, как вы понимаете. Аэролодки в целом не новое изобретение, но если посмотреть, как за последние 5 лет технологии повлияли на эти агрегаты, то создается впечатление что в 2018 году мы использовали велосипеды, а сегодня спортивные болиды.
Помню свой первый тестовый заезд на самодельной аэролодке. Мы прошли по реке Снежной примерно 6–8 километров вверх по течению. Кругом глухая тайга и внезапно пошел ливень. У двигателя не было должной защиты, он хватанул воды и затих. Попытки капитана его завести были безуспешны, и мы начали неуправляемо дрейфовать задом по порогам втыкаясь в торчащие из воды валуны. Кое-как мы зацепились за берег, где, судя по следам, полчаса назад дежурил медведь...
Сейчас у лодок стильный дизайн, двигатели до 600 сил, салоны из алькантары и прочие люксовые прелести, которые позволяют перемещаться по диким водам и льду, как по Садовому кольцу. Существуют модели с грузоподъемностью под 7 тонн, что позволяет нам делать заброски не только людей, но и снаряжения для строительства кэмпов и организации гастрономических мероприятий и даже выступлений артистов. На современные лодки можно загружать квадроциклы, багги, вездеходы, что повышает наш географический инструментарий в разы.
Электротяга: все то же самое, только без топлива
Наши зарубежные партнеры идут еще дальше, и уже не льют топливо ведрами, а переходят на электроаналоги транспорта высокой проходимости. На рынке есть квадроциклы, яхты, мотоциклы, багги, работающие без традиционного двигателя. Хорошая альтернатива, для людей, которые избегали путешествий из-за переживаний по поводу карбонового следа.
Однозначно электрификация транспорта отличная инициатива, но в данный момент диапазон применения ограничен. Моя компания пока не готова использовать такую технику в очень отдаленных от цивилизации местах и при низких температурах. Но если допустить мысль, что мой джип сможет в январе доехать от Красноярска до Дудинки на одном заряде батареи, забуду про двигатель внутреннего сгорания в этот же день.
Везде как дома: что нового в мире передвижного жилья
Наличие дорог, хотя бы гравийных, открывает перед нами возможность организовывать отдых с уровнем комфорта сравнимого с отелями 3* там, где кроме медведей нет ничего. Использование домов на колесах, жилых модулей-прицепов дает нам возможность постоянно менять локации, самостоятельно управлять транспортом и при этом не жертвовать комфортом. Именно на этом делают акцент производители самых популярных в мире домов на колесах Airstream. Так же мне нравится, что делают Prevost, Jayco и Outside Van.
В США, Новой Зеландии, Европе такой отдых существует уже десятки лет, Россию его бум еще только ожидает. То, что мы идем с опозданием, связываю с тем, что у нас либо, асфальт, либо нужен гусеничный трактор. Хотя для бездорожья сейчас выпускают очень интересные высокопроходимые кемперы. Такие есть у EarthRoamer.
Если идет речь о закупе какой-то техники, то желательно чтобы она могла эксплуатироваться круглый год. Вариант купить кемпер на пару летних месяцев нам не подходит. Компания Mat Tracks выпускает гусеничные комплекты, с помощью которых можно повысить не только проходимость автомобиля, но и свести к минимуму «сезонность». Их можно устанавливать практически на любую колесную технику, даже на грузовики.
Транспорт не средство передвижения, а способ развлечения
Прогресс наблюдается еще и в том, сколько сегодня людей готовы к самостоятельному управлению транспортом. Это связываю с общим трендом на саморазвитие и получение новых навыков. Речь не только, об автомобилях, но и экстремальной технике — багги, гидро-, мото- и квадроциклы. Управление высокооборотистым горным снегоходом все так же страшно, но теперь это воспринимается как опыт и преодоление себя. Плюс фоточки для соцсетей можно сделать.
Большая часть наших программ строится так, чтобы длительные переезды из точки «А» в точку «Б», клиенты преодолевали не уставившись в окно, а были вовлечены в процесс. Управляя багги в пустыне Гоби или мотоциклом «Урал» по Чуйскому тракту, человек прочувствует гораздо больше, чем если будет просто пассажиром.
Есть и совершенно необычные технические решения, которые доступны для индивидуального использования. Летающие багги, байки и автомобили, глиссеры, мотоциклы-вездеходы и чего еще только нет.
Спать под звездами: инновации в проживании
Новые формы проживания, такие как быстровозводимые отели или капсулы, дают возможность запускать отели в самых далеких и труднодоступных местах. EcoCapsule, Black Tomato Blink или KODA, предлагают решения, которые комплектуются энергосберегающими системами, туалетами, душевыми, кухнями и пространствами для отдыха. Это позволяет обеспечивать путешественников комфортным жильем без серьезных капитальных вложений и быстро возвращать инвестиции. Плюс проживание в таких отелях путешественниками воспринимаются тоже как новый опыт.
Еще одна вещь, которой я лично благодарен техническому прогрессу — инновации в санитарной области. Ничто не делает человека таким равнодушным и нервным, как полный мочевой пузырь. Компании AndyLoos, «У Ссаныча», Tualetov конструируют туалеты на колесах, которые мы можем использовать для выездных мероприятий на открытом воздухе. Они могут эксплуатироваться в температурном диапазоне от +40 до -40, что по факту делает их всесезонными и не стесняет нас географически.
Земля не становится больше. Места для отдыха заканчиваются, а людей постоянно нужно удивлять. В этом месте появляется дилемма — либо устраивать что-то новое в старом месте, либо открывать новые. Мы используем оба метода, но второй набирает популярность и по моим ощущением в ближайшие 3–5 лет будет доминировать. Желание путешественников полететь в космос или погрузиться на дно океана, это только подтверждают.