Способность визуализировать лица, объекты, пейзажи и даже сцены из прошлого существует в широком спектре: кто-то фантазирует «на среднем уровне», некоторые почти полностью лишены способности мыслить визуально (афантазия), а третьи мыслять практически готовыми иллюстрациями для книг (гиперфантазия). «Общаться с этими людьми увлекательно. Мы склонны думать, что доступ к зрительному восприятию, концептуализации и памяти у всех одинаков. Но это далеко от истины», — говорит Паоло Бартоломео, невролог и исследователь Парижского института мозга. Вот что интересно узнать.
Как у некоторых людей работает фантазия: интересные факты и исследование!


Разные виды фантазии
- В то время как некоторые могут представить план города в мельчайших деталях и мысленно пройтись по нему, улица за улицей, у других есть совершенно пустой «внутренний кинотеатр».
- В последнем случае говорят об «афантазии» — неспособности произвольно создать визуальный мысленный образ, соответствующий идее.
- На другом конце спектра находятся люди с «гиперфантазией», способные создавать мысленные образы столь же точные, что посоревноваться с их силой может разве что реальный кинотеатр.
- В настоящее время ведутся оживленные споры о происхождении афантазии. Связано ли это с дефицитом восприятия или же дело в эмоциональных и психологических факторах?

Чтобы ответить на этот вопрос, Паоло Бартоломео и Цзянхао Лю, докторант Парижского института мозга, набрали 117 добровольцев, в том числе 44 афантазика, 31 гиперфантазика и 42 человека с типичными мысленными образами.
Добровольцам дали «Тест мысленных образов и зрительного восприятия»: «Наш тест, называемый "Батарея восприятия воображения" (BIP), предназначен для оценки связи между восприятием и мысленными образами посредством различных визуальных качеств, которые позволяют описать сцену: форма, цвет, положение в пространстве, наличие слов или лица».

Способность фантазировать
Участникам было предложено посмотреть на пустой экран. В то же время голос за кадром объявлял о визуальном качестве (например, «форма»), за которым последовали два слова, соответствующие понятиям, которые добровольцы должны были материализовать в своем сознании как можно точнее («бобр» и «лиса», например). Голос также давал уточнения (например, «длинный»): затем участников просили решить, кто из бобра или лисы лучше всего соответствует эпитету «длинный».
Ученые регистрировали скорость и релевантность ответов, а респондентов просили оценить качество мысленного образа, который им удалось (или не удалось) создать на основе описания.

«Наши результаты показывают, что поведение людей с афантазией эквивалентно действиям других групп с точки зрения восприятия и способности ассоциировать концепцию с ее представлением», — комментирует Цзянхао Лю. «За одним исключением. Афантазики в среднем медленнее, чем гиперфантазики и типичные визуализаторы, когда дело доходит до обработки визуальной информации, особенно форм и цветов. Они также мало уверены в точности своих ответов».
«Участники афантазической группы точно воспринимают элементы реальности и не имеют нарушений в памяти и языковой обработке. Мы считаем, что они представляют собой небольшой дефект того, что мы называем "феноменальным сознанием". Это означает, что у них есть доступ к информации о формах, цветах и пространственных отношениях, но эта визуальная информация не преобразуется в визуальный мысленный образ в сознательном опыте», — пояснил Паоло Бартоломео.