Люди думали, что началась ядерная война: жуткая история крупнейшей железнодорожной катастрофы СССР
3 июня 1989 года из Новосибирска отправился поезд №211, следовавший в Адлер. Навстречу ему, уже в обратном направлении, шел поезд №212. Один вез людей на отдых, другой – с отдыха. И совсем ничего не предвещало беды, пока оба состава не встретились в Челябинской области, в 11 километрах от города Аша.
Нет, они не врезались друг в друга, случилось нечто более страшное. 4 июня в 01:41 по местному времени на Транссибирской магистрали, где проезжали два поезда, прогремел чудовищный взрыв, мощность которого позднее оценили в 300 тонн в тротиловом эквиваленте. 2 электровоза и все 37 вагонов и моментально загорелись, 7 из них сгорели сразу, ударной волной 11 вагонов снесло с рельс. Железная дорога на протяжении 250 метров превратилась в груду металла.
Что произошло?
Предшествовало этому событию строительство трубопровода «Западная Сибирь – Урал – Поволжье» диаметром 720 мм и длиной 1852 километра. Оно началось относительно задолго до катастрофы – в 1981 году. Изначально он строился как нефтепровод, однако спустя время руководство Миннефтепрома приняло решение переквалифицировать уже почти готовый нефтепровод в продуктопровод. Пришлось срочно решать вопрос транспортировки сжиженного газа. И хотя технические правила запрещали делать это под давлением по трубопроводам диаметром свыше 400 мм, это требование по необъяснимым причинам было проигнорировано.
Трубопровод пересекал проходящие в том округе железнодорожные пути в 14 местах, среди них была и Транссибирская магистраль, известная большим грузопотоком. На нем образовалась узкая щель длиной 1,7 метра, началась утечка газов: пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов. Из-за этого и в совокупности с определенными погодными условиями газ скопился в низине, где неподалеку и на ж/д путях проходили два поезда. В один момент произошел мощный взрыв, который мог произойти из-за любой искры – даже от выброшенного из окна поезда бычка сигареты.
Ударная волна дошла до ближайшего крупного населенного пункта – города Аши (а он, напомним, в 11 км от магистрали) – и выбила окна в нескольких домах. Столб огня был виден более чем за 100 километров, из-за этого многие местные подумали, что началась атомная война.
Полыхало все: и лес, и шпалы, и люди...
Уцелевшие пассажиры начали помогать тем, кто оказался в огненной ловушке. Первыми на место катастрофы прибыли жители близлежащих сел и деревень, но подобраться слишком близко ко всем вагонам они уже не могли – огонь окружил составы и распространялся по земле.
И хотя взрыв прогремел в отдаленном от населенных пунктов месте, помощь подоспела относительно быстро: первым прибыл прибыл машинист тепловоза со станции Аша, забрал часть пострадавших и отвез их обратно в город, где потом их передали медикам. Затем приехали и первые бригады скорой медицинской помощи, после них примчались и пожарные, и военные, и милиционеры, и другие добровольцы, проснувшиеся в ту ночь от сильнейшего взрыва.
Наутро в Ашу прибыли столичные медики из Института хирургии им. А. В. Вишневского и из НИИ им. Н. В. Склифосовского. Со слов очевидцев, оказывающие помощь службы работали оперативно и слаженно. Всех раненных доставили в ближайшие больницы, к каждому из них был представлен помощник – это были местные жители, которые помогали, чем могли: домашними компотами, едой, бинтами, пеленками и прочими необходимыми материалами.
На месте трагедии спасатели насчитали 258 трупов. В больницы было доставлено 806 человек с ожогами разной степени, из них врачи спасли 633. По официальным данным, всего в этой жуткой катастрофе погибли 575 человек. В их числе были 9 хоккеистов команды «Трактор-73». 623 человека стали инвалидами.
Шестилетнее расследование и
Первоначально представители высшего руководства были уверены, что это – диверсия. Но уже в течение первых суток после трагедии стала ясна причина – халатность. В ходе расследования также была установлена и причина повреждения трубопровода: в 1985 году во время строительства на участке его задел экскаватор.
Суд вынес обвинение по статье 215, части II Уголовного кодекса РСФСР девяти должностным лицам: начальнику строительно-монтажного управления треста «Нефтепроводмонтаж», рабочим и начальникам участков. Максимальный срок лишения свободы по этой статье – 5 лет, однако никому из обвиняемых не было вынесено такого приговора.
Главному инженеру ПМК-1 Рамилю Уразину и прорабу ПМК-1 Фанузу Кашапову. вынесли по 2 года лишения свободы, однако их вскоре амнистировали. Кроме того, виновным в трагедии признали проводившего изоляционные работы начальника участка СМУ-1 Игоря Калачева – срок тот же, да и результат тоже: он был освобожден по амнистии. Остальные шесть человек тоже остались безнаказанными.
После катастрофы под Уфой участки нефте- и газопроводов возле железнодорожных путей оснастили системами контроля безопасности. А машинисты при первых признаках запаха газа или бензина обязаны останавливать состав – в целях безопасности.
В память о гибели пассажиров двух поездов в 1992 году на месте трагедии установили восьмиметровый монумент, выполненный в виде двух искореженных рельс, отдаленно напоминающих профиль скорбящих женщин. А на том месте, где 34 года назад полыхали вагоны, установили красные беседки, там ежегодно в день катастрофы собираются выжившие и родственники погибших, чтобы почтить память тем, кто не смог уцелеть.