«Седьмая вода на киселе». Что общего между родственниками и киселем?

Продолжаем знакомить вас с историей фразеологизмов, которые на языке у каждого из нас. Сегодня у нас на очереди выражение «седьмая вода на киселе», которое своим набором несвязанных слов с полным успехом может загнать в тупик не одного человека! Бессмыслица, скажете вы. И глубоко ошибетесь! На самом деле эта фраза имеет вполне конкретный смысл.
«Седьмая вода на киселе». Что общего между родственниками и киселем?

В современном русском языке выражение «седьмая вода на киселе» давно утратило первоначальный смысл. Сегодня оно чаще всего используется в пренебрежительной форме для обозначения очень дальних родственников, с которыми общаться нет никакого желания.

Она ему троюродной сестрой приходится, седьмая вода на киселе

На месте цифры «семь» могло быть любое другое число, однако именно в могущественную силу семерки верили наши предки. Именно поэтому она очень часто фигурирует в сказках, пословицах и поговорках: «Семь раз отмерь, один — отрежь» или «Семеро одного не ждут».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но иногда все же можно наткнуться на разновидности фразеологизма — «десятая вода на киселе», это, наверное, когда родственники слишком дальние.

А вот происхождение выражения «седьмая вода на киселе» действительно связано с процессом приготовления киселя

Фраза возникла из рецептуры изготовления киселя в русских деревнях. Стоит отметить, что в прошлом это блюдо было весьма распространенным. До нашего времени оно дошло в виде фруктового десерта. Но традиционный русский кисель был настолько густой, что его можно было резать ножом. Его употребляли в кислом виде в качестве самостоятельного блюда, поскольку он был достаточно сытным и не требовал больших материальных затрат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Готовили такой кисель на зерновой основе методом заквашивания крупы и воды. Для этого идеально подходили овес или овсяная мука, которая имелась в достаточном количестве даже в самых небогатых семьях. В результате брожения этой баланды выделялся крахмал. Полученную смесь процеживали и варили для дальнейшего употребления.

Саму закваску наши хозяйственные предки выбрасывать не торопились. А зачем, когда ее можно было использовать повторно? И не один раз, а семь! Правда, чем больше раз замачивали одно и то же зерно, тем жиже получался кисель. Его и киселем-то сложно было назвать — «седьмая вода на киселе».