«Кисейная барышня» — это не баба на киселе, а модница в марле

Мало кто из нас с вами может поведать об истории выражения «кисейная барышня». Кто-то вообще только сегодня узнает, что барышня на самом деле «кисейная», а не «кисельная», которая неторопливо потягивает густой кисель. Выражение происходит от слова «кисея» и ничего общего с киселем не имеет. А теперь немного подробнее.
«Кисейная барышня» — это не баба на киселе, а модница в марле

Если тургеневская девушка — это тонко чувствующая скромная особа, то едкая «кисейная барышня» впервые вырвалась из-под пера Николая Помяловского в 60-е годы в адрес поверхностных и неразвитых светских женщин, не приспособленных к жизни и труду. У этих девиц на уме исключительно мода: они читают только модных писателей, слушают только модную музыку, надевают только модные наряды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Кисейная девушка!...ведь жалко смотреть на подобных девушек — поразительная, жалкая пустота!...Читали они Марлинского, — пожалуй, и Пушкина читали; поют: "Всех цветочков более розу я любил" да "Стонет сизый голубочек"; вечно мечтают, вечно играют... Легкие, бойкие девушки, любят сентиментальничать, нарочно картавить, хохотать и кушать гостинцы... И сколько у нас этих бедных, кисейных созданий!» («Мещанское счастье» 1861 год)

Почему именно кисейная барышня?

Во времена, когда синтетических материалов еще не было, а потребность в разнообразных тканях уже была, вопрос решали не только выбором сырья, но и особенностями переплетения нитей основы и уткá при производстве

Так у наших недавних предков появилась чесуча — шелк, похожий на шерсть, и хлопок, похожий на шелк (сатин). А чтобы не свариться заживо летом в громоздком платье, те самые модницы носили одежду из кисеи — нежной и легкой ткани полотняного переплетения, которая изначально предназначалась для драпировок и занавесок. Нынешняя «кисея» больше известна под названием «тюль».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Д. И. Писарев в статье «Роман кисейной девушки» писал:

«К типу добродушной кисейной девушки подходят все женщины, не отличающиеся сильным и блестящим умом, не получившие порядочного образования и в то же время не испорченные и не сбитые с толку шумом и суетою так называемой светской жизни. У этих женщин развита только одна способность, о которой заботится уже сама природа, — именно способность любить. Вся судьба такой женщины решается безусловно тем, кого она полюбит».

В словаре Даля упоминания о «кисейных барышнях» нет, но есть пренебрежительное «кисейница» — так в народе называли «щеголиху, которая ходит в кисее».