Пришло время «перемыть косточки» самому древнему фразеологизму в русском языке
Чтобы добраться до истины, копать придется очень глубоко, аж во времена Киевской Руси. Именно тогда языческих обрядов существовало великое множество - на любой вкус. Слава Богу, они не дожили до наших времен. Среди них был и обряд «вторичного погребения», который был хорошо известен еще в XII веке, что подтверждают строки из «Слова о полку Игореве»: «Кто же омоет твои мощи?» («Плач Ярославны») .
Ох и суеверный был на Руси народ. Верил во всяких вампиров и в упырей. Доходило до абсурда. Чтобы убедиться, что усопший после смерти не решил стать вампиром или вурдалаком, неугомонные родственники брались за лопаты, выкапывали останки и смотрели: если труп находили неразложившимся и вздутым, все становилось понятно — покойный при жизни много грешил и на нем лежит проклятие — ходить по ночам в образе упыря и губить людей. Чтобы избавить усопшего и себя от страданий, родня принималась очищать кости от остатков тканей. Во время обряда надо было всегда говорить об умершем только хорошее (отсюда «перемывать косточки» — говорить о ком-то). После того как все кости были «перемыты», в прямом и переносном значениях слова, останки заворачивали в белую чистую ткань и снова хоронили. Считалось, что в процессе перемывания костей дух усопшего становился благодетельным для родни и обретал покой.
Так и получается, что в Киевской Руси выражение «перемывать косточки» имело значение «говорить об умершем хорошие слова». Ирония этого выражения заключается в том, что в наше время оно приобрело отрицательный характер и стало означать «сплетничать, судачить о ком-то», а не «поминать добрым словом», как было первоначально.
В некоторых культурах до сих пор сохраняется традиция перемывания костей. В Мексике это делают ежегодно перед Днем мертвых. Мексиканцы считают, если этого не сделать, то умершие обидятся и будут приходить целый год в страшных снах.
На Мадагаскаре же верят, что дух умершего не сможет попасть в другой мир, пока его тело окончательно не разложится. Поэтому члены семьи все дружно помогают покойному и каждые семь лет с момента смерти родственника с песням и плясками раскапывают могилу, достают тело покойного, переворачивают его кости, заворачивают в новый домотканый шелковый саван и снова захоранивают.