Ника Турбина — поэтесса, которой не было. Как не было и ее детства, которое погубили мама и бабушка

Ника Турбина появилась на свет 17 декабря 1974 года в Ялте. Она оказалась плодом мимолетной связи художницы Майи Никаноркиной и певца Георгия Торбина. Отец неохотно принимал участие в жизни дочери, поэтому девочку воспитывали бабушка и мать. Несмотря на то, что в доме, в котором росла Никуша (так девочку называли мама и бабушка), всегда царило гостеприимство, у девочки никогда не было нормального детства: ее мучили приступы астмы, бессонница и самая страшная болезнь — стихи.
Ника Турбина — поэтесса, которой не было. Как не было и ее детства, которое погубили мама и бабушка

С самого детства у Ники были аллергия на шерсть животных, бронхиальная астма, диабет и бессонница. Но все это не мешало бабушке и маме сильно курить, поглаживая мурлыкающий кошачий отряд. А для крепкого сна ребенку было проще дать димедрол, чем вникать в суть проблемы. Неудивительно, что к пяти годам бессонница стала хронической. По ночам Никуша сидела в кроватке, тяжело дыша, и что-то бормотала. А что, если весь этот детский лепет взять и выдать за одаренность? Ребенка не трудно в чем-то убедить, ведь правда? Из обрывочных фраз, которые дочь произносила во сне, Майя собирала строфы и наутро говорила Нике, что та ночью сочинила стихи и теперь их нужно выучить. В основном стихи за девочку писала мать. Но вообще литературный проект «Ника Турбина» состоял из пяти человек: мать, бабушка, сестра бабушки Светлана и дедушка — советский поэт Анатолий Никаноркин. Все они дружно помогали девочке подбирать рифмы, выдавливая из нее стихи, как из тюбика. И скоро таких стихотворений накопилась целая тетрадка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мать сделала Нике прическу «под Цветаеву» и научила читать стихи с таким надрывом, чтобы слушателю становилось не по себе. Майя передала эстафету бабушке, которая работала в гостинице Ялты, куда нередко съезжались литераторы. Грех было не воспользоваться служебным положением, поэтому женщина уверенно вручила черновик произведений своей внучки в руки Юлиана Семенова. Семенов с трудом поверил, что это написал ребенок. Зато в Нику Турбину поверил Евгений Евтушенко. Именно он помог семье с публикацией первой книги стихов.

Не без его же помощи в 10 лет Ника стала второй советской поэтессой, получившей престижную венецианскую награду «Золотой лев». Первой была Ахматова. Этим львом Ника колола грецкие орехи и пыталась отпилить у него лапу, чтобы продать золото по кусочкам, а деньги отдать маме и бабушке. Вот только «лев» оказался гипсовым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для ребенка, страдающего бессонницей, внезапная известность стала еще одним серьезным испытанием

Однако Нике нравилось ощущать собственную исключительность. Девочка начала чувствовать себя королевой и окончательно уверилась, что все должны носить ее на руках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Евтушенко помогал Нике организовывать концерты. Благодаря его поддержке о девочке узнала вся страна, концерты следовали один за другим. Но после того, как Евтушенко женился в четвертый раз, он дал понять Нике, что семья для него важнее. И навсегда ушел из жизни Турбиной.

«Только, слышишь, не бросай меня одну. Превратятся все стихи мои в беду»

Примерно в это же время, словно сговорившись, в самый разгар периода подросткового бунтарства девочки, мать Ники выходит замуж и рожает вторую дочь Машу. Юная поэтесса не вынесла ревности и в 13 лет ушла из дома. После нескольких лет успеха и громкой славы девочка впервые оказалась одна — без мамы и бабушки, и без Евтушенко, который заменил ей отца. Вскоре о Нике стали забывать, она постепенно превратилась в недостаточно образованную молодую девушку с огромными амбициями, которые по-прежнему требовали удовлетворения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему бы не попробовать себя в роли актрисы?

Первая и единственная роль Ники Турбиной была в картине «Это было у моря», она оказалась пророческой... Армен Джигарханян помог поступить Нике во ВГИК. Но актерского запала хватило ей только на год. Она бросила ВУЗ и уехала в Швейцарию по приглашению психиатра Джованни Мастропаоло, который однажды увидел портрет Ники на обложке журнала Read. Он пригласил ее к себе, чтобы «проводить занятия по стихотерапии». Девушка никогда не рассказывала, что именно происходило между ней и 76-летним психиатром, кроме того, что он стал ее первым мужчиной. Где были мать с бабушкой в это время? Видимо, некогда любимая Ника, превратившаяся в истеричку и глотающая седативные препараты как конфеты, мешала растить второго ребенка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Она не хотела умирать

Ника больше не писала стихов и с трудом могла вспомнить старые. Из родных рядом были только собака и две кошки. А мужчины в ее жизни долго не задерживались. Зато постоянными спутниками артистки стали наркотики и алкоголь.

В 22 года Ника в первый раз воспроизвела сцену из фильма, в котором снималась подростком: пьяная забралась на карниз и выпала из окна на пятом этаже. Ветви дерева тогда притормозили падение, и Турбина отделалась незначительными травмами спины. В 27 она снова на пятом этаже, снова окно и алкоголь. Теперь уже наверняка... Нет, Ника не хотела умирать. Она звала на помощь и молила спасти ее. В какой-то момент пальцы разжались, и девушка рухнула вниз.

Когда умерла Анна Ахматова, у нее остался сын. Ника Турбина оставила двух кошек и собаку. А некогда любимые бабушка Людмила Карпова и мама Майя Никаноркина забрали урну с прахом Ники только через полтора месяца после ее смерти.