Тайна крупнейшей речной катастрофы в СССР: кто виноват в гибели лайнера «Александр Суворов»
5 июня 1983 года, на круизном теплоходе «Александр Суворов» более 330 пассажиров наслаждались теплым летним вечером: одни наслаждались роскошными видами на берега Волги, другие спокойно отдыхали у себя в каюте, но большинство людей отправилось на верхнюю палубу, ведь там намечался показ фильма в импровизированном кинотеатре.
Кто-то из пассажиров отвлекся от просмотра и огляделся вокруг. Прямо по курсу от лайнера виднелся длинный, двухкилометровый мост с железнодорожными путями – единственная в то время переправа через Волгу неподалеку от Ульяновска. Посмотрел он на него пару секунд, а затем снова вернулся к фильму.
Спустя 5 минут случилось страшное: огромный теплоход не смог пройти под мостом и на полной скорости врезался в него. Верхнюю палубу, на которой в тот момент находилось около 200 человек, полностью снесло.
В момент столкновения по мосту двигался груженый товарный поезд. Удар теплохода пришелся по металлическим опорам моста, которые не смогли уберечь поезд — он сошел с рельс, вагоны завалились один на другой, и прямо на лайнер начали сыпаться бревна и мешки с зерном. По официальным данным, в катастрофе погибли 176 человек, по слухам, жертв было более 300.
На место трагедии тут же были вызваны все спецслужбы: медики, следователи, силовики. По их воспоминаниям, в тот момент стояла кромешная тьма (крушение произошло в 21:40 по МСК), на всех палубах было огромное количество тел — ступить некуда. Оставшихся в живых отправляли на берег вместе с багажом, а тела погибших еще в течение месяца искали в водах Волги.
Врачи Ульяновской области бросили все силы на спасение раненых (по некоторым данным, в результате катастрофы пострадало более 50 человек). Позже многих медиков наградили медалями «За спасение утопающих» и выписали им премии.
Куда смотрел капитан?
А капитана в этот момент за штурвалом не было. В этот момент он спал у себя в каюте, набираясь сил перед ночной вахтой. На капитанском мостике находились старший помощник капитана и первый штурман Евгений Митенков, радистка и неопытный рулевой Андрей Уваров. Митенков читал книгу в рулевой рубке, а Уваров управлял махиной. Все они в результате катастрофы моментально погибли.
Капитана Владимира Клейменова от удара выбросило в воду. Он смог добраться до берега, правда, никого не спас, хотя должен был следовать руководству действиями экипажа по спасению людей после аварии.
Что случилось на капитанском мостике
Следствие сразу выдвинуло версию: Уваров и Митенков находились в нетрезвом состоянии. Это подтверждал и тот факт, что 5 июня 1983 года повар Надежда Чалая устроила застолье в честь своего дня рождения. Однако экспертиза эту версию опровергла – алкоголя в их организмах не было обнаружено.
Тогда появилась другая теория: Уваров в силу отсутствия опыта не понял, куда нужно направлять лайнер. Но и ее эксперты опровергли. Согласно материалам следствия, прямо по ходу судна на сваях моста висел огромный указатель ярко-оранжевого цвета с надписью «Вход», который видно даже в темноте. Плюс ко всему, в этот момент береговые службы передавали радиосигналы и даже пустили предупредительные ракеты.
Тем не менее, вместо третьего пролета моста, «Александр Суворов» направился к шестому, несудоходному.
В то время ни одно СМИ не осветило трагедию. Лишь спустя пару дней в Ульяновской газете появилось короткое сообщение о столкновении четырехпалубного лайнера с мостом, его же передали в ТАСС. Однако количество жертв и уж тем более подробное описание событий в этих заметках упомянуты не были.
Обвинение вынесено
Уцелевшему капитану судна было предъявлено обвинение по части 1 статьи 85 УК РСФСР – «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта». Как сказано в материалах дела, Клейменов систематически нарушал требования Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР, не поддерживал на теплоходе надлежащую дисциплину, а также не смог проследить за выполнением Устава и других относящихся к обеспечению безопасности нормативных актов старшего помощника капитана.
Свою вину Клейменов частично признал. Ему было вынесено 10 лет лишения свободы. Спустя 6 лет его досрочно освободили по состоянию здоровья. В 1990 году бывший капитан «Александра Суворова» скончался от инфаркта.