Феминизм в каждый дом! Как велосипеды изменили положение женщин в обществе
Велосипед в XIX веке был еще новой технологией и претерпел ряд всевозможных итераций, прежде чем действительно стал частью популярной культуры. К 1890-м годам, например, США были одержимы транспортным средством: на дорогах были миллионы велосипедов, и вокруг технологии возникла новая культура. Это увлечение имело большое значение, особенно для женщин: например, появилось выражение «женщина едет за избирательным правом на велосипеде», — эта фраза была множество раз перепечатана в газетах на рубеже веков.
Как велосипеды помогли женщинам
Велосипед взял «старомодные, медлительные представления о нежном поле», как сообщала газета «Курьер» (Небраска, США) в 1895 году, и заменил их «какой-то новой женщиной, сидящей на своем стальном коне».
Так, у женщин появился новый уровень транспортной независимости, что озадачило газетных обозревателей по всей стране. Вот, к примеру, выдержка из статьи в «Звонке в Сан-Франциско» от 1895 года:
- «На самом деле не имеет большого значения, где едет эта отдельная молодая леди. Может быть, она собирается в парк ради удовольствия, или в магазин за дюжиной шпилек, или зайти к больной подруге на другом конце города. Пусть будет как есть. Заинтересованная общественность желает знать: куда едут все женщины на колесах? Есть ли где-то грандиозное свидание, к которому они все направляются и где они когда-нибудь проведут встречу, которая заставит этот шаткий старый мир проснуться и приспособиться?»
Начало феминизма
Велосипед, как новая технология своего времени, стал огромной культурной и политической силой и символом прав женщин. «Женщина за рулем — это вообще новинка и, по сути, продукт последнего десятилетия века», — писали в газете «Колумбиан» (Пенсильвания) в 1895 году.
- «Она движется к большей свободе, к более близкому равенству с мужчиной, к привычке заботиться о себе и к новым взглядам по отношению к философии одежды», — писали на рубеже веков.
Так, езда на велосипеде потребовала отхода от ограничительной и скромной моды викторианской эпохи и проложила путь новой эре открытых лодыжек – или, по крайней мере, «удобных шароваров», – которые представляли собой отход от моды на шнуровку и гофрированные вещи.
Постепенно, люди начали признавать, что викторианская парадигма женственности меняется. Появлялась «Новая женщина». Как описывалось в газетах начала XX века, «Новая женщина» была независимой, самостоятельной и находящейся на виду у общественности. Согласно газете «Курьер», велосипед обещал поставить «Новую женщину» на передний план политической профессии и обеспечить ей прогресс во всех других областях мысли и деятельности.