Высший пилотаж: история о том, как одному пилоту удалось посадить два самолета одновременно

В 1940 году произошел удивительный инцидент, который все именовали как Столкновение над Броклсби. Во время тренировочного полета два самолета сцепились друг с другом, находясь в небе. Пилоту одного из них чудом удалось посадить оба самолета. Рассказываем, как это было возможно с технической точки зрения.
Высший пилотаж: история о том, как одному пилоту удалось посадить два самолета одновременно
Wikimedia
На борту двух самолетов находились 4 члена экипажа — все они выжили и даже не получили серьезных травм.

В первые годы Второй мировой войны на территории авиабазы Форест-Хилл была сформирована 2-я школа летной подготовки ВВС Австралии. Именно там проходили тренировочные полеты будущих пилотов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

29 сентября 1940 года два боевых самолета Avro Anson вылетели с Форест-Хилл для выполнения учебного полета. На борту первого воздушного судна находился 22-летний пилот Леонард Фуллер и 27-летний штурман Йен Синклер. Вторым бортом управлял 19-летний Джек Хьюсон вместе с 27-летним штурманом Хью Фрэйзером.

Находясь на высоте 300 метров над поселением Броклсби, пилоты начали оттачивать свои навыки, и в момент резкого виража, один из них – Леонард Фуллер – упустил из виду второй самолет, летевший снизу. В результате он влетел в борт Хьюсона, раздался «скрежещущий хруст металла». Турельная установка нижнего Avro Anson вошла в корень крыла верхнего, а нижняя горизонтальная балка, проходящая по центру днища самолета, (иначе именующая как киль) задела аэродинамический профиль верхнего самолета. Оба судна оказались сцеплены друг с другом, разъединить их в воздухе не представлялось возможным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Два сцепившихся самолета в результате столкновения над Броклсби. Фото после посадки.
Два сцепившихся самолета в результате столкновения над Броклсби. Фото после посадки.
Wikimedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аварийная посадка

Конструкции из двух самолетов удалось удержаться в воздухе благодаря двигателям борта L9162, находившемуся снизу, – двигатели верхнего самолета N4876 тут же вышли из строя.

Оценив ситуацию, штурманы двух самолетов и пилот нижнего судна эвакуировались, в результате происшествия они поранились обломками, им быстро была оказана медицинская помощь, их здоровью больше ничего не угрожало.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но Леонард Фуллер все еще находился за штурвалом самолета L9162: ему удалось взять конструкцию под свой контроль. Используя закрылки и элероны своего самолета и двигатели нижнего, юный пилот начал экстренно искать место для совершения аварийной посадки. Выбор пал на поле неподалеку от поселка Броклсби. После столкновения два самолета пролетели еще 8 километров, а затем успешно совершили посадку. «Сиамский» самолет приземлился на брюхо, проехал еще 200 метров и в итоге остановился.

На место происшествия спустя некоторое время прибыл инспектор по расследованию авиационных происшествий полковник Артур Мерфи, с ним Фуллер поделился своими эмоциями:

Что ж, сэр, я сделал все, что нам говорили делать при вынужденной посадке – приземлиться как можно ближе к жилому или фермерскому дому и, по возможность, идти на посадку против ветра. Я все это сделал. Вот и фермерский дом, в воздухе я сделал пару кругов и приземлился против ветра неподалеку от него. Однако же управлять такой конструкцией было непросто!

Леонарду удалось избежать возможных жертв и сохранить жилые дома Броклсби невредимыми, а также его действия позволили сэкономить кругленькую сумму денег, составляющую стоимость двух самолетов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что было после

Естественно, такой героический поступок никто не мог оставить без внимания. Журналисты сразу же разузнали все детали полета и осветили его в своих изданиях, это сделало маленькое поселение Броклсби очень популярным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А Леонарду после этого инцидента присвоили звание сержанта, правда тут же отчитали за то, что он дал большое интервью журналистам без ведома начальства. В октябре того же 1940 года он окончил школу летной подготовки, тогда же ему выразили благодарность за «присутствие духа, мужество и решимость в посадке заблокированных самолетов без серьезного ущерба для них».

К несчастью, долгая и счастливая жизнь молодого пилота не сложилась: в возрасте 26 лет его сбил автобус, когда он ехал на велосипеде в своем родном городе.
Памятник в виде двигателя самолета, установленный в австралийском поселке Броклсби.
Памятник в виде двигателя самолета, установленный в австралийском поселке Броклсби.
Wikimedia

В память героическому поступку Фуллера, который предотвратил катастрофу, в 2007 году на День Австралии в поселке Броклсби установили монумент в виде двигателя самолета Avro Anson.