Утро 27 марта 1977 года сразу дало понять жителям Канарских островов, что день получится нелегким, скорее даже очень тяжелым.
Крупнейшая авиакатастрофа в мире: как так вышло, что два крупных самолета столкнулись на взлетной полосе?

Теракт
В начале дня в крупнейшем аэропорту Гран-Канария произошел теракт: члены «Движения за независимость и автономию Канарских островов» заложили бомбу в цветочном магазине аэропорта и взорвали ее. К счастью, обошлось без жертв – лишь 8 человек были легко ранены осколками разбившихся стекол магазина. Но из-за угрозы повторного теракта было принято решение приостановить прием самолетов, прибывавших в Лас-Пальмас-де-Гран-Канарию и закрыть терминал.
Лос-Родеос
Все самолеты теперь направляли в другие аэропорты. Среди прибывающих авиалайнеров были и крупные широкофюзеляжных самолеты, и единственным аэропортом, который мог их принять, оказался Лос-Родеос в городе Санта-Крус-де-Тенерифе на острове Тенерифе. Туда направили и рейсы KL4805 и PA1736.

Несмотря на то, что Лос-Родеос считался вторым аэропортом Канарских островов по объему пассажиро- и грузоперевозок, он быстро оказался перегружен. Все стоянки были заполнены, некоторым суднам пришлось даже вставать на рулежные дорожки. Рейс KL4805 находился ближе всего к порогу взлетной полосы № 12, за ним стояли еще три авиалайнера, замыкал цепочку Boeing 747 Pan American, рейс PA1736.
Спустя 4 часа Гран-Канария, наконец, возобновил работу, и уставшие от ожидания экипажи поспешили улететь из Лос-Родеос.
Менее терпеливым оказался экипаж рейса PA1736 — он был готов к немедленному вылету и запросил диспетчерское разрешение на взлет, в чем было ему было отказано из-за Boeing 747 KLM и заправочного автомобиля на взлетной полосе.
Тогда диспетчеры указали Boeing 747 KLM уступить: он проследовал в конец основной взлетной полосы и с трудом развернулся на 180°, поскольку полоса оказалась довольно узкой для такого крупного авиалайнера. Командир рейса KL4805 перевел двигатели на малый газ, доложил о готовности ко взлету и стал ждать дальнейших указаний.

Коммуникация
Boeing 747 Pan American тоже было разрешено готовиться ко взлету. Диспетчеры дали указание следовать за KLM, а затем свернуть на рулежную дорожку С3, чтобы освободить пространство для взлета другого самолета. Но вместо C3 авиалайнер свернул в другую сторону и оказался на дорожке C4, поскольку до первой он просто не мог добраться из-за больших габаритов судна.
А дальше началась «игра в сломанный телефон». Испанские диспетчеры говорили с сильным акцентом, члены обоих экипажей не могли расшифровать сказанное с первого раза, поэтому постоянно переспрашивали команды и указания вышки УВД.
Диспетчер попытался объяснить капитану KL4805, чтобы тот готовился ко взлету и примерно понимал, какой воздушный коридор ему нужно будет занимать, но экипаж лайнера воспринял эту информацию как фактическое разрешение на взлет. Второй пилот самолета повторил указания диспетчеру и добавил в конце невнятное «мы на взлете», на что диспетчер ответил: «ОК. Будьте готовы к взлету, я вас вызову».
Только кроме «ОК» экипаж KLM ничего не услышал, так как в этот самый момент капитан PA1736 сообщал в рацию, что они еще не ушли со взлетной полосы: из-за интерференции волн оба сообщения наложились друг на друга
А дальше – самое страшное. KL4805 начал набирать скорость и двигался прямо навстречу к PA1736. В последний момент экипаж Boeing 747 Pan American увидел стремительно приближающийся KLM, но что-то предпринять не успел. Boeing 747 KLM немного оторвался от земли и влетел в Pan Am.

На борту KL4805 погибли все: 14 членов экипажа и 234 пассажира. Из 396 пассажиров PA1736 остался в живых 61 человек – 9 бортпроводников и 326 пассажиров скончались.
В память жертвам трагедии было установлено три мемориала: для погибших рейса KL4805 – в Амстердаме, для погибших рейса PA1736 – в Калифорнии, и общий мемориал на Тенерифе, получивший название «Лестница в небеса».