Крупнейшая авиакатастрофа в мире: как так вышло, что два крупных самолета столкнулись на взлетной полосе?

Самая масштабная авиакатастрофа произошла 27 марта 1977 года: по нелепому стечению обстоятельств в аэропорту на Канарских островах столкнулись два самолета Boeing 747. В результате погибли 583 человека.
Крупнейшая авиакатастрофа в мире: как так вышло, что два крупных самолета столкнулись на взлетной полосе?
Wikipedia
Эта катастрофа является крупнейшей по количеству погибших за всю историю авиации.

Утро 27 марта 1977 года сразу дало понять жителям Канарских островов, что день получится нелегким, скорее даже очень тяжелым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теракт

В начале дня в крупнейшем аэропорту Гран-Канария произошел теракт: члены «Движения за независимость и автономию Канарских островов» заложили бомбу в цветочном магазине аэропорта и взорвали ее. К счастью, обошлось без жертв – лишь 8 человек были легко ранены осколками разбившихся стекол магазина. Но из-за угрозы повторного теракта было принято решение приостановить прием самолетов, прибывавших в Лас-Пальмас-де-Гран-Канарию и закрыть терминал.

Лос-Родеос

Все самолеты теперь направляли в другие аэропорты. Среди прибывающих авиалайнеров были и крупные широкофюзеляжных самолеты, и единственным аэропортом, который мог их принять, оказался Лос-Родеос в городе Санта-Крус-де-Тенерифе на острове Тенерифе. Туда направили и рейсы KL4805 и PA1736.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Boeing 747-121 Pan American, который разбился в авиакатастрофе 1977 года.
Boeing 747-121 Pan American, который разбился в авиакатастрофе 1977 года.
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на то, что Лос-Родеос считался вторым аэропортом Канарских островов по объему пассажиро- и грузоперевозок, он быстро оказался перегружен. Все стоянки были заполнены, некоторым суднам пришлось даже вставать на рулежные дорожки. Рейс KL4805 находился ближе всего к порогу взлетной полосы № 12, за ним стояли еще три авиалайнера, замыкал цепочку Boeing 747 Pan American, рейс PA1736.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спустя 4 часа Гран-Канария, наконец, возобновил работу, и уставшие от ожидания экипажи поспешили улететь из Лос-Родеос.

В 1970-х годы сотрудники авиации работали согласно жестким правилам внутреннего трудового распорядка — переработка была строго запрещена. Во время сеанса радиосвязи с Амстердамом командиру оздушного судна Boeing 747 KLM (рейс KL4805) было приказано осуществить вылет до 19:00. Если этого не удастся выполнить, нужно будет ждать следующего утра. А этого, конечно, никто не хотел.

Менее терпеливым оказался экипаж рейса PA1736 — он был готов к немедленному вылету и запросил диспетчерское разрешение на взлет, в чем было ему было отказано из-за Boeing 747 KLM и заправочного автомобиля на взлетной полосе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда диспетчеры указали Boeing 747 KLM уступить: он проследовал в конец основной взлетной полосы и с трудом развернулся на 180°, поскольку полоса оказалась довольно узкой для такого крупного авиалайнера. Командир рейса KL4805 перевел двигатели на малый газ, доложил о готовности ко взлету и стал ждать дальнейших указаний.

Boeing 747 KLM — второй участник самой крупной авиакатастрофы 1977 года.
Boeing 747 KLM – второй участник самой крупной авиакатастрофы 1977 года.
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коммуникация

Boeing 747 Pan American тоже было разрешено готовиться ко взлету. Диспетчеры дали указание следовать за KLM, а затем свернуть на рулежную дорожку С3, чтобы освободить пространство для взлета другого самолета. Но вместо C3 авиалайнер свернул в другую сторону и оказался на дорожке C4, поскольку до первой он просто не мог добраться из-за больших габаритов судна.

В это время на Санта-Крус-де-Тенерифе опустился жуткий туман с видимостью до 300 метров. Такая внезапная смена погодных условий обуславливалась тем, что город расположен между двумя горами на высоте 700 метров над уровнем моря.

А дальше началась «игра в сломанный телефон». Испанские диспетчеры говорили с сильным акцентом, члены обоих экипажей не могли расшифровать сказанное с первого раза, поэтому постоянно переспрашивали команды и указания вышки УВД.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Диспетчер попытался объяснить капитану KL4805, чтобы тот готовился ко взлету и примерно понимал, какой воздушный коридор ему нужно будет занимать, но экипаж лайнера воспринял эту информацию как фактическое разрешение на взлет. Второй пилот самолета повторил указания диспетчеру и добавил в конце невнятное «мы на взлете», на что диспетчер ответил: «ОК. Будьте готовы к взлету, я вас вызову».

Только кроме «ОК» экипаж KLM ничего не услышал, так как в этот самый момент капитан PA1736 сообщал в рацию, что они еще не ушли со взлетной полосы: из-за интерференции волн оба сообщения наложились друг на друга

А дальше – самое страшное. KL4805 начал набирать скорость и двигался прямо навстречу к PA1736. В последний момент экипаж Boeing 747 Pan American увидел стремительно приближающийся KLM, но что-то предпринять не успел. Boeing 747 KLM немного оторвался от земли и влетел в Pan Am.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Схема движения рейсов KL4805 и PA1736 в момент столкновения 27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос.
Схема движения рейсов KL4805 и PA1736 в момент столкновения 27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос.
Wikipedia

На борту KL4805 погибли все: 14 членов экипажа и 234 пассажира. Из 396 пассажиров PA1736 остался в живых 61 человек – 9 бортпроводников и 326 пассажиров скончались.

В память жертвам трагедии было установлено три мемориала: для погибших рейса KL4805 – в Амстердаме, для погибших рейса PA1736 – в Калифорнии, и общий мемориал на Тенерифе, получивший название «Лестница в небеса».