Охота на ведьм: каких девушек в Средневековье могли осудить за колдовство

В Средние века страх религиозных европейцев перед ересью и сатаной привел к обвинению в колдовстве обычных женщин. Их называли ведьмами, в то время как многие из них просто занимались химией или медициной.
Охота на ведьм: каких девушек в Средневековье могли осудить за колдовство 
The British Library

Вопреки слухам о массовой казни женщин, которых в Средние века считали ведьмами, на самом деле духовенство и судьи в те времена скептически относились к обвинениям в колдовстве. Хотя подобные судебные процессе все же происходили — начиная с 1300 годов. Так, в 1374 году папа Григорий XI заявил, что вся магия совершается с помощью демонов, а значит должна быть запрещена, а люди, которые ее используют, — наказаны по закону.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В XV веке количество судебных преследований начало только расти, причем обвинялись в сатанизме в основном женщины. По некоторым данным, охота на ведьм не прекращалась вплоть до XVIII века: предполагаемая последняя известная казнь за колдовство случилась в Швейцарии в 1782 году.

Количество судебных процессов и казней сильно отличалось в зависимости от времени и региона, но в общей сложности за магию было осуждено больше 110 000 человек, а казнено порядка 40 000-60 000 осужденных.

Каких женщин считали ведьмами в Средние века?

Попытки обвинить женщин в использовании магии чаще всего встречались в малонаселенных деревнях и городах, где все друг друга знали, могли подмечать особенности внешности и поведения. Зачастую подозрения продолжались слухами и сопровождались обвинениями, которые приводили к реальным приговорам. Несмотря на то, что среди средневековых людей были те, кто верил в заклинания и проводил ритуалы в своих целях, известно, что большинство преследований ведьм были беспочвенными.

Суды низшего уровня часто устраивали подозреваемым насильственные проверки. Женщин кололи иглами, чтобы узнать, не отнял ли дьявол их чувствительность, или бросали в водоемы. Если преступница тонула, с нее снимались все обвинения.
Сожжение ведьм у замка Рейнштейн, 1555 г.
Сожжение ведьм у замка Рейнштейн, 1555 г.
R. Decker
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В глазах средневековых людей фигура ведьмы начала приобретать визуальный образ, который тиражируется массовой культурой до сих пор.

  • Если на теле девушки были родинки странной формы, бородавки или чего хуже — родимые пятна, — ее могли посчитать ведьмой. Из-за недостаточной образованности и низкого уровня медицины люди не могли объяснить особенности кожи иначе, чем присутствием дьявола.
Шрамы, как считалось, также выдавали ведьму. Их называли «метками дьявола».
  • Дамы, которые заводили кошек или других домашних животных, тоже были под подозрением. Люди верили, что демоны принимали обличие фамильяров — питомцев, которые помогали ведьмам и питались их кровью, оставляя характерные следы в виде укусов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Открытие ведьм»
«Открытие ведьм»
www.bl.uk
Охотникам, разоблачавшим ведьм, власти нередко выплачивали внушительные суммы, равные месячной зарплате. Во времена Гражданской войны в Англии один из известных «генералов по поиску ведьм», торговец Мэтью Хопкинс разбогател, казнив не меньше 300 женщин.
Суд над ведьмой в Салеме
Суд над ведьмой в Салеме
North Wind Picture Archives
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Колдуньей могли счесть либо молодую привлекательную девушку с яркой, необычной внешностью — белой кожей, темными глазами и вьющимися волосами, — либо очень пожилую женщину, которая выглядела не как все. В раннем Средневековье к юным красавицам вопросов было больше: чем сильнее девочка привлекала внимание противоположного пола, тем более могущественной и хитрой ведьмой ее могли назвать.
  • Присутствие ведьмы часто связывали с неурожаем, падением скота, детской смертностью, внезапными болезнями. Заметив неладное, жители внимательнее присматривались к своим соседям.

Когда уголовное преследование за колдовство на западе было отменено, теологи и историки переосмыслили феномен охоты на ведьм. Об этом явлении стали говорить как об этапе борьбы христианства с народным язычеством.