Правила безопасности: почему на досмотре в аэропорту нас заставляют включить ноутбук?
Любой, кто путешествовал по воздуху за последние десять лет, знает, насколько сильный стресс может вызвать простой визит в аэропорт. Вы приехали за несколько часов до вылета, но и этого оказалось недостаточно. Служба безопасности, кажется, делает все возможное, чтобы максимально замедлить ваше продвижение. И в довершение всего вас встречает неприятная просьба: «Ноутбуки из сумок, пожалуйста».
Но какое отношение ваш ноутбук имеет к безопасности? Давайте разбираться
День, навсегда изменивший авиаперевозки
Подход к безопасности в аэропортах резко изменилась после терактов в США 11 сентября 2001 года. До 11 сентября вы могли пройти через охрану с ручной кладью, полной всего, что может понадобиться для отпуска, включая нож с лезвием в десять сантиметров. Именно так злоумышленники пронесли на борт все свое оружие 11 сентября.
После этой памятной даты процессы досмотра по всему миру изменились за одну ночь. В США частные охранники, получающие минимальную заработную плату, были заменены федеральной программой с высококвалифицированным персоналом службы безопасности. Все, что можно было считать оружием, было конфисковано.
По всему миру от путешественников внезапно потребовали снять обувь, ремни и верхнюю одежду, а также вынести телефоны, ноутбуки, жидкости и все остальное, что можно было использовать как часть самодельного взрывного устройства.
Это длилось несколько лет. Со временем были разработаны более совершенные методы проверки для эффективного выявления определенных угроз. Сегодня в некоторых странах не требуется снимать обувь при прохождении контроля безопасности.
Так почему же вы все еще должны вынимать свой ноутбук?
Как изменялись сканеры в аэропортах
Машина, через которую проходят ваши сумки и устройства, — это рентгеновский аппарат. Основная причина, по которой вы должны вынуть свой ноутбук из сумки, заключается в том, что его батарея и другие механические компоненты слишком плотные для эффективного проникновения рентгеновских лучей, особенно если система сканирования устарела. То же самое касается шнуров питания и других устройств, таких как планшеты и камеры.
С этими предметами в вашей сумке сотрудники службы безопасности не могут использовать изображение на экране, чтобы определить, присутствует ли внутри клади что-то опасное. Им придется пометить сумку для физического обыска, что еще сильнее замедлит процедуру досмотра. Будет проще, если все устройства будут удалены в первую очередь.
Ноутбук в сумке также может скрывать от глаз другие предметы, которые могут быть опасными. Отдельное сканирование позволяет увидеть внутренние компоненты на экране. В некоторых случаях вас могут попросить включить его, чтобы доказать, что это действительно работающий компьютер, а не замаскированный муляж.
Благодаря новейшей технологии сканирования в нескольких проекциях сотрудники службы безопасности могут осматривать сумку под разными углами, чтобы выявить тайник или подмену. Например, недобросовестные пассажиры пытались смешивать детали оружия с другими механическими деталями, чтобы пройти проверку багажа.
В некоторых аэропортах введено 3D-сканирование, которое позволяет путешественникам пропускать свои сумки через систему безопасности, не вынимая ноутбуки. Если вас не просят достать ноутбук, возможно, это связано с тем, что используется одна из этих более дорогих систем.
Тем не менее, развитие технологии пока не в силах устранить задержки пассажиров, вызванные проверками в аэропортах. В конечном счете, главная проблема заключается в скорости, с которой сотрудники просматривают изображения на экране (что, в свою очередь, определяет скорость конвейерной ленты).
Если мы не найдем способ автоматизировать весь процесс и запустить его с минимальным человеческим контролем, задержки будут становиться лишь дольше.
А что насчет сканеров тела?
Но не только ваши сумки проверяют в службе безопасности аэропорта. Вас просвечивают точно так же, как и ручную кладь.
Высокая рама, через которую вы проходите, — это металлоискатель. Его цель — обнаружить любое оружие или другие незаконные предметы, которые могут быть спрятаны под вашей одеждой. Металлоискатели в аэропортах используют неионизирующее излучение, то есть не излучают рентгеновские лучи.
С другой стороны, более крупные сканеры тела представляют собой именно разновидность рентгеновского аппарата. Они могут быть активными или пассивными, или их комбинацией.
Пассивные сканеры просто обнаруживают естественное излучение, испускаемое вашим телом, а также любые объекты, которые могут быть скрыты. Активные сканеры излучают низкоэнергетическое излучение, чтобы создать скан вашего тела, который затем можно проанализировать.
Тип машины, через которую вы пройдете, будет зависеть от того, в какой точке мира вы находитесь. Например, один тип активного сканера тела, который излучает рентгеновские лучи в так называемой «технологии обратного рассеяния», широко используется в США, но запрещен в Австралии и Европейском союзе, где можно использовать только неионизирующую технологию.
Другой тип сканера излучает миллиметровые волны с более низкой энергией вместо рентгеновских лучей для изображения пассажира. Частоты миллиметровых волн считаются неионизирующим излучением.
ИИ в аэропортах
Кажется, в последнее время ИИ окружает нас повсюду, и наши аэропорты не исключение. Достижения в области систем искусственного интеллекта способны изменить будущее безопасности аэропортов.
На данный момент выявлять потенциальные угрозы в отсканированных изображениях должны люди. Но что, если бы продвинутый ИИ был обучен делать это с помощью базы данных изображений? В таком случае мы сэкономили бы прорву времени.
Некоторые аэропорты уже используют передовые компьютерные томографы (КТ) для создания 3D-изображений высокой четкости. В будущем эта технология может быть усовершенствована за счет искусственного интеллекта, чтобы обнаруживать угрозы гораздо быстрее.
Гипотетически компьютерная томография также может быть использована как для людей, так и для их багажа. Может, это позволит нам проходить через рамку, не складывая сумки и одежду в палеты?
Что ж, возможно, однажды этот день настанет. А до тех пор — постарайтесь не опаздывать на рейс!