Особенности восприятия: как люди могут относиться к вам, если вы носите очки

Кого-то очки делают «умным», а кого-то, возможно, и «глуповатым», — но что же говорит об этом наука?
Особенности восприятия: как люди могут относиться к вам, если вы носите очки
Unsplash

Ношение очков может повлиять на множество касающихся вас факторов, включая форму лица или общее впечатление собеседников от вашего поведения. Как же это происходит? Нельзя отрицать, что разные люди по-разному относятся к тем, кто носит очки. Но вряд ли можно сказать, что происходит драматичное изменение, — и все же есть интересные психологические нюансы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Как очки на лице меняют образ человека

Как известно, есть популярный культурный стереотип, якобы очки делают человека более умным и даже беспомощным. В реальности, конечно, вряд ли удастся найти прямую связь между ношением очков и интеллектом. Правда, исследования показывали: мнение о том, что те, кто носит очки, более умны, не может быть полностью неверным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однажды специалисты из Эдинбургского университета проанализировали когнитивные и генетические данные более 300 000 человек в возрасте от 16 до 102 лет. Результаты показали: те, кто принимал участие в исследовании и у кого были высокие показатели когнитивных способностей, имели примерно на 30% больше шансов иметь гены, связанные с плохим зрением. Это означает, что вскоре многим участникам понадобились бы очки (если пожилые добровольцы уже не носили их во время проведения исследования).

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Очки и психология

Есть и другие распространенные предубеждения, связанные с ношением очков. Например, немецкий ученый Хельмут Ледер провел обширное исследование того, как воспринимаются те, кто носит очки, и рассмотрел следующие факторы: привлекательность, благонадежность и успех. Так, его исследование показало: те, кто носил очки в большой оправе, воспринимались как более «отличительные», чем те, кто не носил очков.

Во время исследования Ледера эти люди в очках с большой оправой считались успешными, но не вызывающими симпатии, заслуживающими доверия или привлекательными. Однако, когда дело доходило до ношения очков без оправы, то люди воспринимались как более привлекательные и заслуживающие доверия.

Согласно исследованию Ледера, единственной областью, в которой наблюдался положительный результат «без очков», была привлекательность. Те, кто не носит очков, считались более симпатичными, но набрали меньше очков в категориях успешности, интеллекта и надежности.