Как музыка может помочь разобраться в математике: интересное исследование
Научные данные показали: музыка может сделать математику более увлекательной, заинтересовать учеников и помочь ослабить их страх или тревогу перед сложным предметом. Так, мотивация и успеваемость могут быть повышены, а ученики могут больше ценить математику, показал анализ исследований за последние 50 лет. Методы включения музыки в уроки математики варьируются от простых хлопков в ладоши до произведений с разным ритмом при изучении чисел и дробей — и до использования математики для создания музыкальных инструментов.
Как стать лучше в математике
Предыдущие исследования показывали, что дети, которые лучше разбираются в музыке, лучше успевают и в математике. Но было менее ясно, есть ли в этом прямая связь. Так, турецкий исследователь доктор Айча Акин с факультета разработки программного обеспечения Белекского университета Анталии изучила академические исследования с 1975 по 2022 год. Затем она объединила результаты 55 исследований со всего мира, в которых приняли участие почти 78 000 молодых людей, от воспитанников детских садов до студентов университетов.
В метаанализ вошли три типа музыкальных практик: стандартизированные музыкальные (типичные уроки музыки, на которых дети поют, слушают и сочиняют музыку), инструментальные музыкальные (уроки, на которых дети учатся играть на инструментах либо индивидуально, или в составе группы) и интегрированные музыкально-математические практики, в которых музыка интегрирована в уроки математики.
Учащиеся проходили тесты по математике до и после анкетирования, а изменения в их баллах сравнивались с результатами молодых людей, которые не принимали участия в исследовании. Использование музыки, будь то на отдельных уроках или как часть занятий по математике, со временем оказалась связанной с улучшением успеваемости.
Польза музыки
Интегрированные уроки имели наибольший эффект: около 73% учащихся значительно улучшили свои способности в математике. Далее шли группа инструментальных музыкальных практик (69%) и учащиеся, у которых были обычные уроки музыки (58% ). Результаты также показали, что музыка лучше всего помогает в изучении арифметики и оказывает большее влияние на младших школьников, изучающих базовые математические понятия.
Так, комплексные уроки могут быть особенно эффективными, — отмечает доктор Айча Акин, — поскольку они позволяют установить связь между математикой и музыкой и предоставляют дополнительные возможности для изучения, интерпретации и понимания математики. Кроме того, если они доставляют больше удовольствия, чем традиционные уроки, любое беспокойство учеников может быть ослаблено.
«Поощрение учителей математики и музыки к совместному планированию уроков может помочь уменьшить беспокойство учащихся по поводу математики, а также повысить успеваемость», — заключили эксперты.