Почему этого современного художника называют «новым Микеланджело»?

Итальянец Яго заслужил широкую похвалу за свои современные взгляды на классическое искусство. Вот чем он покоряет мир.
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Почему этого современного художника называют «новым Микеланджело»?
Roberto Salomone/The Guardian

Кажется, что получить звание «новый Микеланджело» — пугающая перспектива для скульптора. Однако итальянский художник, известный как Яго, воспринимает этот факт спокойно. 36-летний художник получил широкую похвалу за свои современные взгляды на скульптуры в классическом стиле, а также заработал большое количество подписчиков в соцсетях. Кстати, в мае 2023 года в Неаполе открылся первый музей, посвященный исключительно творчеству Яго, который за один день посетило более 5000 человек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Скульптура «Айас и Кассандра» внутри музея Яго в районе Рионе Санита в Неаполе, Италия /
Скульптура «Айас и Кассандра» внутри музея Яго в районе Рионе Санита в Неаполе, Италия /
Roberto Salomone/the Guardian

Современное искусство

«Я считаю, что люди, проводящие такое сравнение, делают это, чтобы объяснить работу... Я не думаю, что это прямо-таки четкая параллель», — сказал Яго в интервью. «Мой единственный интерес — стать лучшей версией себя, а не лучшей версией кого-то другого».

Искусствоведы с самого начала творческого пути заметили талант Яго. В 24 года его выбрали для участия в 54-й Венецианской биеннале, где он представил мраморный бюст Папы Бенедикта XVI, за что получил Папскую медаль. В 2013 году, когда Бенедикт объявил о своей отставке, он преобразовал произведение, «сняв» со статуи папские одежды и оставив Бенедикта XVI с обнаженным торсом. В 2019 году он отправил одну из своих работ — статуэтку «Первый ребенок» — в космос в рамках проекта Европейского космического агентства Beyond. При этом Яго говорит, что остался верен скульптурным приемам итальянских художников эпохи Возрождения. «Сначала я начинаю с рисунка, который затем превращаю в небольшую глиняную модель», — объясняет артист.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Затем я приступаю к изготовлению глиняной модели большего размера, которую покрываю гипсовым кожухом», — продолжает художник. Затем, когда у него есть форма для своей статуи, он берется за гипсовую форму. Позже он делает копию в мраморе. Итальянские искусствоведы приветствовали его способность улавливать человеческие эмоции и хвалили его за использование традиционных методов для решения современных проблем. «Яго — это мир, он — существование, персонаж», — сказала Мария Тереза ​​Бенедетти, видный искусствовед и бывший профессор истории искусства в Академии изящных искусств в Риме. «В нем очень сильная воля к общению с аудиторией».

Работа Яго под названием «Look Down» /
Работа Яго под названием «Look Down» /
Marco Cantile/LightRocket/Getty
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новая надежда культуры?

Однажды утром в ноябре 2020 года на площади Плебисцито в Неаполе появилась статуя новорожденного, свернувшегося на земле с закрытыми глазами и железной цепью в качестве пуповины, прикрепленной к полу. Яго сказал, что эта работа под названием Look Down (в переводе — «Смотри под ноги») призвана напомнить итальянцам о «многих людях, нуждающихся, бедных, [которые] стали уязвимыми из-за социальных и экономических последствий пандемии коронавируса».

Теперь Яго делит свое время между Неаполем и Нью-Йорком, где он создал «Сына в вуали», — это беспомощно лежащий ребенок, закрытый вуалью. Работа была вдохновлена ​​картиной Джузеппе Саммартино «Христос под вуалью», на которой изображен Иисус, покрытый прозрачным саваном. «Завеса — это ингредиент. Это как цвет на палитре. Мы не изобрели его; мы унаследовали его, и мы решаем, как его использовать. Намерение состояло в том, чтобы использовать уже существующую композиционную форму, завесу, чтобы рассказать другую историю. Многие люди, проходящие перед этой скульптурой, целуют ее, потому что некоторые из них видят в ней своего ребенка», — пояснил Яго.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возвращаясь к сравнению Микеланджело, артист добавил: «Прежде всего ребенок должен быть свободен сравнивать себя с величайшим в истории, стремиться к величию, имея в качестве точки отсчета великого мастера традиции, чтобы ему не было стыдно сказать "Я хочу быть лучше него", потому что в этом нет ничего плохого. В любом случае он будет другим и таким же. Лионель Месси наверняка представлял себя Марадоной в детстве. Он носил футболку Марадоны с его именем, но в конце концов стал самим собой и занялся своими делами. Правда в том, что мы можем начать с чужого примера, чтобы найти свой собственный путь по пути, а оттуда и наше величие», — заключил художник Яго.