98-летний ветеран рассказал о массовой казни немецких военнопленных во время Второй мировой
На протяжении десятилетий Эдмон Ревей хранил про себя темную тайну. Но в конце своей долгой жизни бывший член французского сопротивления решил избавиться от тяжкой ноши. Он рассказал СМИ о казни 47 немецких солдат и одной французской женщины, свидетелем чего он стал в 1944 году во время Второй Мировой. «Нам было стыдно», — сказал Ревей, которому сейчас 98 лет. «Мы знали, что не должны убивать заключенных».
Немецкие военнопленные во время Второй мировой
Эдмон Ревей впервые рассказал свою историю в 2019 году. Затем он собирался выступить на заседании Национальной ассоциации ветеранов и рассказать о том, что произошло 75 лет назад. Но начало пандемии коронавируса в 2020 году всему помешало. «Это должно было стать публичным», — говорил Ревей, единственный выживший свидетель.
В июне 1944 года Ревей был 18-летним членом группы сопротивления FTP (Francs-tireurs et partisans). В том же месяце, вскоре после Дня Д 6 июня, Ревей принял участие в восстаниях в городе Тюль, в ходе которого 50-60 немецких солдат были взяты в плен. В отместку немцы публично повесили 99 гражданских лиц и отправили еще 149 в концентрационный лагерь Дахау.
На следующий день немецкие войска убили более 600 человек, в том числе 247 детей, в небольшой соседней деревне Орадур-сюр-Глан. Между тем, Ревей и 30 его коллег из сопротивления оказались с почти 50 военнопленными, — 47 немцами и одной французской коллаборационисткой. Сообщается, что заключенных было трудно охранять и кормить. «Если заключенный хочет пописать, его должны были охранять двое», — объяснял Ревей. «Мы не планировали никакой пищи для них». Затем Ревей и его коллеги получили приказ убить пленных 12 июня.
Казнь военнопленных
Командир Эдмона Ревея, как говорит мужчина уже больше 75 лет спустя, «закричал, как ребенок, когда получил приказ». Ревей рассказал, что командир попросил добровольцев убить заключенных. Ревей и несколько других отказались, но остальные согласились принять участие в казни. Однако военные не решались убить француженку и в конечном итоге «разыграли» право на исполнение приказа, чтобы узнать, кому выпадет несчастный случай.
«Это был ужасно жаркий день», — вспоминал Ревей. «Мы заставили их копать свои собственные могилы. После исполнения приказа мы вылили на них известь. Я помню, что все пахло кровью. Мы больше никогда об этом не говорили. Это должно было оставаться в секрете — было неправильно стрелять в пленных».
Журналисты сообщали, что Ревей вступил во французскую армию после освобождения страны и продолжил сражаться в Германии. Когда война закончилась, он нашел работу железнодорожником, женился и завел детей. Все это время он хранил свой секрет о том, что произошло в июне 1944 года.