Назинская трагедия — одно из самых страшных событий советской истории
Все началось с возрождения паспортной системы в 1932 году, которая была отменена после революции 1917 года. Перед властями стояла задача убить двух зайцев: очистить города и рабочие поселки «от лиц, не занятых общественно-полезным трудом, укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов» и заселить Сибирь.
Остров Назино
Вот только поселенцев, которые стали пачками пребывать в село Александровское, чиновники принимать не хотели. А кому нужны лишние голодные рты? Поэтому «лучшим» решением властей было сослать людей на остров Назино. Их отправили выживать в суровом климате в той одежде, в которой их задержали во время облав. Повезло тем, кто умер, не успев добраться до острова. Ведь остров смерти размером всего полтора на полкилометра подготовил людям нечеловеческие испытания. Более 6000 заключенных ждали сильный ветер, сырость, обилие кровососущих насекомых и голод.
Продовольствие доставили только на четвертый или пятый день. «Шведский стол» включал в себя 32 грамма крупы, 13 граммов сахара и соли и муку низкого качества, из которой заключенным полагалось самим выпекать себе хлеб. Попробуйте приготовить из муки и речной воды хотя бы лепешку! Ничего кроме баланды не получится. Вот ее и пили изголодавшиеся люди из шапок, рукавов и подолов одежды — ведь посуду им никакую не предоставили. Сотни людей ежедневно умирали от голода, болезней и истощения. А если кто-то пытался бежать, их моментально расстреливали пулеметные команды, которые окружали остров.
И даже это все можно было стерпеть. Но вместе с нарушителями паспортного режима на остров сослали уголовников и осужденных. Вот тут и началась битва за выживание. Преступники объединялись в банды, которые отбирали одежду, выдергивали золотые зубы, чтобы обменять их у охранников на спички и буханку хлеба.
Вскоре на острове началось людоедство: сначала изредка, а потом в угрожающих размерах.
По всему острову можно было видеть, как человеческую плоть разрывают, режут и развешивают на деревьях. Поляны были усеяны трупами. Одна женщина обматывала свои ноги тряпками — они постоянно мерзли. Ведь людоеды отрезали ее икроножные мышцы, зажарили и съели их. Женщины на острове чаще всего становились жертвами каннибалов. Им отрезали груди, их малышей воровали, чтобы съесть...
Холод, голод, болезни и убийства — смертность на острове с каждым днем только росла. Трупы уже не успевали закапывать. Вскоре началась эпидемия сыпного тифа и дизентерии.
Через месяц тех, кто еще мог самостоятельно держаться на ногах, вывезли назад в Томск для дальнейшего перераспределения по лагерям Сибири. Из шести с лишним тысяч с острова живыми вернулось всего 2200 человек...
Письмо Величко
Поняв, что натворили, чиновники Сиблага всячески пытались замять инцидент. И эта часть истории так и осталась бы неизвестной миру, если бы не Василий Величко, партийный инструктор, которого послали написать отчет о том, как успешно переселяются туда «деклассированные элементы». А вместо этого, впечатленный рассказами очевидцев, Василий погрузился в расследование преступлений.
Он написал письмо Сталину, в котором рассказал о трагедии. Письмо Величко вызвало большой скандал в аппарате ЦК и руководстве ГПУ. Следствие подтвердило факты, изложенные в докладе, после чего...Правильно, все материалы были засекречены.
Только в 1988 году правозащитники провели расследование, и общественность наконец узнала о назинской трагедии.
Беременные женщины, женщины с грудными детьми на руках, жены и мужья, пожилые люди — хватали всех без разбора. Даже тех, у кого были на руках документы. Их как скот загружали в товарные вагоны и отправляли возделывать сибирскую землю.