То ли раб, то ли жена: лингвисты до сих пор сомневаются, откуда на самом деле произошло слово «семья»
7Я
Наверняка вы слышали, что слово «семья» можно разложить на «семь» и «я»:
три поколения вверх (дети, внуки и правнуки)
я
три поколения вниз (родители, бабушки-дедушки, прабабушки-прадедушки)
Либо есть еще вариант:
Ребенок
Его мама
Его папа
Дедушка – папа папы
Бабушка – мама папы
Дедушка – папа мамы
Бабушка – мама мамы
Но вот тут и появляется несостыковка. Ведь часто в семьях рождается больше одного ребенка. И тогда эта формула не работает. А если докопаться к этой версии с научной стороны, то буквы «я» вообще не было ни в древнерусском, ни в старославянском языках. Был «юс малый» — Ѩ, который в «я» превратился благодаря реформе Петра I в XVIII веке. И то не сразу.
Но дело даже не в этом. Личное местоимение единственного числа первого лица даже звучало по-другому. Не было вообще местоимения «я», а было местоимение «азъ». Да, в XVI-XVII веках появился вариант «язъ», но он даже близко не похож на привычное нам местоимение «я», которое стало употребляться в русском языке после XVII века.
Вот и получается, что трактовка слова «семья» как «7 Я» это не больше, чем игра слов.
Семья — это семя
По другой версии слово «семья» произошло от слова «семя» («сѣмьѧ»).
Из маленького семечка, упавшего в плодородную землю, спустя время прорастает маленький росток. Ровно так же как жена входила в семью мужа. Потом из этого ростка вырастает в огромное и сильное дерево, с прочным стволом и многочисленными ветвями-детьми.
Моя дружная семья: жена, дети и рабы...
Не менее интересно значение слова «семья», которое на протяжении многих веков уже несколько раз успело поменять свое значение. Изначально слово означало то, к чему мы все с вами привыкли. Это родственники, бабушки и дедушки, которые все происходят от одного предка.
В XIV-XVII веках значение слова несколько изменилось. Семьей стали называть всех, кто жил под одной крышей и садились за общий стол. А это были не только кровные родственники, но и слуги и рабы, которые жили под одной крышей.
Подтверждение этому можно обнаружить во многих памятниках письменности XVII века: «Взяли его Стеньку въ полонъ татаровя съ женою и съ дЬтьми и со своею семьею, а взято у него изъ одного дому въ полонъ 10 человЬкъ».
Примерно в тоже время «семьей» стали называть жену. У К.Чуковского так и сказано, что некий Евтропьев внес столько-то рублев в монастырь за детей и за семью свою Матрену. Значение слова семья как «жена» сохранилось в некоторых русских народных говорах и в фольклоре:
К XVIII веку слово «семья» окончательно определилось и вернуло свое первоначальное значение, правда, включив в состав понятия не только кровных родственников и жену, но и часть родственников жены. Так что хорошая, крепкая, правильная семья – это намного больше, чем «семь я».
Здравствуй, Добрыня сын Никитинич,
Со своею да с лю́бой семьей —
С той было Маринушкой Кайдальевной.