История гимнаста Виктора Чукарина, который прошел через 17 концлагерей, а после войны завоевал 7 олимпийских медалей
9 ноября 1921 года родился Виктор Чукарин. Ох и сорванцом же он был – постоянно срывал уроки в школе. Да и учился так себе – перекатывался с двойки на тройку, а седьмой класс ему так сильно «понравился», что он решил его повторить. Когда его отца в 1937 году арестовали, только тогда Виктор немного остепенился, чтобы не огорчать мать.
Как-то от нечего делать Виктора с приятелем занесло на городской стадион. Как завороженный смотрел он на спортсменов, которые с необыкновенной легкостью выполняли упражнения на брусьях и кольцах. Все оставшееся лето Виктор не отходил от турника, который соорудил собственными руками.
По окончании школы Виктор поступил в Мариупольский металлургический техникум, но про тренировки даже и не думал забывать. Более того, он твердо решил перевестись в Киевский физкультурный техникум. Мать была в ужасе: «У людей профессии как профессии – кто по металлу, кто в море, кто в армию. А ты на кого учиться будешь? Без порток по улице ходить?»
Только Виктор, полный сомнений и нерешительности, уже на всех парах мчался в Киев. Подойдя к «коню», от страха не осталось и следа. Он не видел ничего вокруг, кроме потрескавшейся кожи снаряда и собственных ног, летающих вокруг.
Вопрос о переводе был решен моментально. Виктор становится лучшим студентом.
А в возрасте 19 лет Чукарин завоевал титул чемпиона Украины и получил звание «Мастер спорта СССР». Виктор уже начал мечтать, как в 1941 году покоряет первенство СССР, но у войны на этот счет были свои планы... Виктор отправляется на фронт добровольцем.
Его имя — «10491»
Недолго Виктору довелось носить оружие. Чукарин был ранен и контужен в бою под Полтавой, после чего попал в концлагерь Занд-Бюстель. Теперь его звали не Виктор Чукарин, а «10491». Впереди его ждал голод, растянувшийся на долгих три с половиной года. Виктор прошел через 17 немецких концлагерей, включая Бухенвальд, в каждом из них смерть дышала в затылок каждому заключенному. Кто-то не выдерживал мучений и сам бросался на колючую проволоку под высоким напряжением, кто-то покорно ждал своей очереди в газовую камеру. Но даже здесь Виктор при любой возможности пытался заниматься гимнастикой.
Отступая, немецкое командование приказало вывезли заключенных на барже в Балтику и взорвать. Но то ли исполнители не решились взять на свои души еще один тяжкий грех, то ли просто спешили спасти собственные шкуры, однако топить баржу не стали. Измученные, истощенные они качались на волнах, пока баржу не перехватил английский сторожевик. Этот день Виктор Чукарин всю жизнь отмечал, как свой второй день рождения....
Мамо! Так то ж я вернулся!
Баржа не выйдет в море, лагерь, пытки – все осталось позади. Солдат в выцветшей, отслужившей все сроки шинели шел домой, по привычке озираясь по сторонам. Неуверенно он переступил порог родного дома. Дверь открыла высокая стройная девушка. Сестра, Люся? Ведь он оставил ее двенадцатилетней девчонкой с двумя смешными косичками, а теперь перед ним стояла юная девушка с комсомольским значком на ватнике. Но где же мама?
Мать, мысленно похоронившая своего сына, не узнала в скелете, обтянутом кожей своего Витю.
-Мамо! Так то ж я вернулся!
Тогда женщина дрожащей рукой нащупала детский шрам на обритой голове Виктора. Тот самый шрам, который он получил будучи мальчишкой, сорвавшись со скирды. И зарыдала:
-Он! Сыночек!
Но вскоре ей опять пришлось выдергивать своего сына из лап смерти. Перенесенные испытания вылились в тяжелую пневмонию, с которой боролись долгих полгода.
Вперед, за золотом!
Слабый бывший атлет шел по родным улицам Мариуполя и увидел свежую табличку: «Комитет по физкультуре и спорту». Робко зашел... и сразу был пойман другом детства Павлом Сливкой.
Да какой из него атлет, он и двух раз подтянуться уже не мог, сил не хватало. К снаряду Виктор подходил только вечерами, когда товарищей уже не было.
Но уже в июле 1952 года в Хельсинки 31 летний Виктор Чукарин берет четыре золота. И это после перенесенных травм и болезней! На этом он и не думает останавливаться, и спустя четыре года 35-летний Чукарин добавил к своей коллекции олимпийских наград еще три золота Мельбурна.
Именно тогда его соперник японец Оно Токаси, признает:
«Невозможно выиграть у этого человека! Он идет наперекор всему, включая собственные ошибки!»
Семикратный олимпийский чемпион умер в 1984 году, не дожив до 63-летия.
«Вот ведь на ловца зверь бежит! С ног сбился, нужен дипломированный специалист по гимнастике! Быстро оформляйся, будем возрождать физкультуру в городе.»