Необычная находка: в Японии обнаружили древнюю ритуальную маску периода Яёй. Как вы думаете, для чего ее использовали?
Не так давно во время подготовительных раскопок для продления монорельса Осаки в Японии археологи наткнулись на ряд потрясающе хорошо сохранившихся деревянных предметов. Из них наиболее примечательной является маска возрастом 1800 лет, которая, вероятно, использовалась в древних ритуалах между 3 столетием до н.э. и 3 столетием н.э.
Ритуальная маска из Японии
По данным Центра культурного наследия Осаки, маска сделана из кедра и имеет 30 см в длину и 17 см в ширину, с перфорацией сбоку, которая, возможно, когда-то удерживала веревку, чтобы маска не спадала слица. Однако неясно, действительно ли древние люди носили маску во время своих ритуалов: вещь настолько тяжелая, что, вероятно, ее просто выставляли напоказ как проявление некого божества.
«Я считаю, что маска представляла собой "дух головы", который, как считалось, был богом в форме человека и представлял власть Окими», — говорит Каору Терасава, директор Исследовательского центра Макимукугаку, город Сакурай, в префектуре Нара. Как объясняют эксперты, «Окими» когда-то возглавляли царство Ямато, — группу могущественных кланов в современной префектуре Нара, правивших веками.
Каору Терасава считает, что церемонии Окими, вероятно, вдохновили местных лидеров использовать маски в своих ритуалах: «Я предполагаю, что влиятельные люди, находившиеся под влиянием церемоний царствования Ямато, использовали маску на фестивалях». Специалисты отмечают: ранее были найдены две другие подобные деревянные маски того же периода. Последняя находка сильно напоминает маску, обнаруженную среди руин Макимуку в префектуре Нара. Подобные маски, по-видимому, играли важную роль в древней Японии.
История Японии
Новая 1800-летняя маска — не единственный древний деревянный предмет, обнаруженный археологами во время раскопок в рамках подготовки к расширению монорельса в Осаки. Наряду с ритуальной маской археологи также обнаружили на глубине 3 метров деревянное ведро с водой и второй обугленный деревянный предмет, напоминающий садовую мотыгу.
Каждый из трех объектов представляет собой захватывающий взгляд на период Яёй, который длился с 300 г. до н.э. по 300 г. н.э. В этот очень важный период японской истории было распространено выращивание риса, что, в свою очередь, привело к более аграрной структуре общества. Затем люди стали жить вместе постоянными общинами. Хотя этот переход от общества охотников-собирателей к сельскохозяйственному обществу, возможно, облегчил жизнь многим людям, он также ввел новые концепции социальных классов и динамики власти.
Национальный музей Киото сообщает, что люди в те времена все больше конфликтовали из-за воды и владения землей (о чем свидетельствует обнаружение тел того периода со щитами или с боевыми ранами). В то время как социумы охотников-собирателей были более или менее равными, аграрные общества подготовили почву для различных социальных слоев. Возникли небольшие вождества, состоящие из правителя и его семьи, высшего класса и бедняков, которые глубоко уважали и поклонялись своим лидерам. Часто, как отмечает Киотский национальный музей, бедные люди бросались на землю, когда мимо них проходили более влиятельные члены общества.
Какую роль деревянная маска сыграла в этой новой социальной динамике, неясно, хотя исследователи предполагают, что она должна была представлять бога и высшие слои общества.