Не для красоты: почему раньше мужчины носили пышные парики
Эпидемия сифилиса
Как бы это странно ни звучало, но история аллонжей (именно такое название получили эти пышные парики с длинными локонами) началась с эпидемии сифилиса в 1580 году. Это заболевание поразило всю Европу, в больницах пациентам не хватало мест. Без медикаментов они сталкивались со всеми тяготами сифилиса: открытыми язвами, сыпью, слепотой, слабоумием и выпадением волос.
Облысение стало ассоциироваться у общества только с этим ЗППП, с тех пор считалось, что лысина могла запятнать любую репутацию.
Предприичивый король
Из-за вспышки сифилиса спрос на парики сильно вырос — их изготавливали из конского, козьего или человеческого волоса, а сверху покрывали пудрой с ароматом лаванды или цитруса, чтобы замаскировать неприятные запахи.
Но тогда парики ещё не вошли в моду, они были необходимостью для избежания позора. Отношение к парикам изменилось в конце XVII-начале XVIII века, когда французский король Людовик XIV в возрасте 17-ти лет начал активно лысеть. Обеспокоенный тем, что облысение повредит его репутации, король нанял несколько десятков парикмахеров, которые должны были спасти его имидж.
Всего при дворе Людовика XIV было около 45 видов различных париков, по первоначальной задумке они должны были напоминать львиную гриву, поэтому изготавливались белокуро-рыжеватыми, но однажды личный парикмахер короля Бируа придумал тот самый «алонжевый» парик. Он представлял собой массу локонов, спускавшихся на грудь и спину.
Стоимость париков резко возросла, теперь аллонж — символ достатка. Цена на обычный парик составляла около 25 шиллингов — недельная зарплата обычного лондонца. А дорогие, королевские парики, могли стоит более 800 шиллингов.
Мода на аллонжи распространилась по всему миру, в Россию она пришла в эпоху в рамках петровской европеезации.
Когда все отказались от париков
После смерти Людовика XIV парики остались в моде, поскольку были довольно практичной вещью — они не только могли скрывать симптомы сифилиса, но и спасали людей от вшей. Чтобы избавиться от них, люди сбривали волосы и надевали парики. Очистить парик было намного проще: нужно просто отправить грязный головной убор парикмахеру, он кипятил парик и удалял гнид.
Но как известно, мода — вещь непостоянная, поэтому когда-то пристрастие к напудренным парикам должно было пройти. Случилось это к концу XVIII века: французы вытеснили аллонжи во время революции, а британцы перестали носить парики после того, как на пудру для волос был введён налог.
Сегодня аллонжи вместе с чёрными мантиями носят судьи и парламентарии в Великобритании и Австралии. Считается, что это позволяет им сохранять беспристрастность и действовать исключительно по закону. В обычной одежде за пределами суда их сложнее узнать и подкупить.