Больше алкоголя и наркотиков — больше креативности? Ученые дали исчерпывающий ответ
От печально известной ежедневной рутины с кокаином американского писателя Хантера С. Томпсона до любви Винсента Ван Гога к абсенту и пристрастия Энди Уорхола к рецептурным препаратам — идея о том, что наркотики и алкоголь создают великое искусство, к сожалению, пустила корни в массовую культуру. Однако ученые обнаружили: это, скорее всего, миф — многие наркотики, в том числе алкоголь, амфетамины и псилоцибин (грибы), не «вдохновляют» на творчество. Отмечается, что путешествия, знакомство с новой культурой, медитация и обучающие программы — более эффективны.
Креативность и наркотики
Доктор Пол Ханель с факультета психологии Университета Эссекса отметил: «Люди не получают от наркотиков и алкоголя никакой пользы — это просто не имеет никакого эффекта. В средствах массовой информации мы слышим о людях, которые успешно повышают свою креативность с помощью наркотиков, но вы не слышите о примерах, когда кто-то принял наркотики и потерял сознание, и поэтому их творческий потенциал был ниже».
Исследователи из Университета Эссекса и Берлинского университета имени Гумбольдта изучили сотни научных статей, чтобы сделать озвученный вывод. К примеру, в одной из проанализированных статей сказано: люди, принимавшие псилоцибин — печально известный своими «творческими эффектами» в Силиконовой долине США — чувствовали себя более творческими во время приема препарата, но на самом деле их показатели были хуже по сравнению с трезвым состоянием.
Дженнифер Хааз, соавтор статьи из Университета Гумбольдта, добавила: «Учитывая многочисленные побочные эффекты, связанные с употреблением наркотиков, с научной точки зрения было бы необоснованно рекомендовать их потребление для "повышения творческого результата"».
Вред наркотиков
Рона Крэн, адъюнкт-профессор американской литературы Бирмингемского университета, сказала, что романтические взгляды на художника-наркомана проистекают из реакции на социально консервативную послевоенную культуру и все больше уходят в прошлое. Крэн исследует писателей и поэтов-битников, чье творчество и жизнь тесно связаны с наркотиками: «Контркультура 1960-х и ее прелюдия в 1950-х также были культурой употребления алкоголя и наркотиков с дешевой "арендной платой", позволяющей артистам проводить время, общаясь в нью-йоркских барах, на вечеринках и в клубах, — где завязывались связи, обменивались идеями, заключали сделкио».
Тем не менее, романтический взгляд на наркотики как бы отворачивался от проблем наркомании, преступности и преждевременной смерти. К тому же романтизация наркотиков способствовала созданию «отчуждающей и исключающей» атмосферы для многих людей, включая женщин, представителей определенных вероисповеданий или происхождения. По словам Крэн, большинство писателей XX века не были алкоголиками или наркоманами, однако культурная фиксация на наркотическом вдохновении отражает то, как «алкоголь и наркотики, безусловно, прославлялись и романтизировались»: от культуры кафе Парижа 1920-х до контркультуры 60-х и панк-сцены 1970-х и 80-х годов.
«Наркотики дали Джо Брейнарду энергию для создания большого количества произведений искусства за короткий промежуток времени; выпивка позволила Фрэнку О'Хара стать "болтливым поэтом", чьи произведения до сих пор читают и любят; Уильям Берроуз, пожизненный героиновый наркоман, построил всю свою писательскую карьеру рядом с употреблением наркотиков», — говорит Крэн. Но эксперт дополняет: часто люди игнорируют факт, что многие из знаменитых артистов умерли далеко не спокойной смертью: Берроуз застрелил свою жену во время пьяной игры в «Вильгельм Телль», О'Хара не смог пережить свои травмы после автокатастрофы в 1966 году (которая только ухудшила работу его печени), Эрнест Хемингуэй застрелился, а Джек Керуак умер в возрасте сорока лет от цирроза печени.