Родителям на заметку: несколько простых способов улучшить память школьника и взрослого
Улучшить память и работу мозга можно самыми простыми лайфхаками: даже после нескольких дней «вдумчивого» чтения результат будет налицо. Согласно массовому исследованию, опубликованному в Psychological Science in the Public Interest, не связанные между собой перечитка, выделение и использование мнемоники во время работы с текстом — не совсем эффективны. Есть нюансы, которые нужно знать каждому.
Как улучшить память
Вот несколько методов, которые стоит применять в своей ежедневной рутине, чтобы ваш мозг сказал «спасибо». От наименее до наиболее эффективного:
- Перечитка: повторное изучение материала;
- Выделение/подчеркивание: маркировка потенциально важных частей, которые нужно выучить;
- Резюме: небольшое изложение изученных фактов;
- Мнемоника ключевых слов: использование ключевых слов и ментальных образов для связки с прочитанным текстом;
- Самообъяснение: изучение и анализ того, как новая информация связана с уже известными фактами;
- Продуманные допросы: поиск источников для того, чтобы убедиться, что заявленный факт или концепция верны;
- Чередование практик: внедрение графика, который смешивает различные виды фактов, задач и материалов в рамках одной учебной сессии с последующим многосторонним тестированием;
- Распределение: выделение каждой задачи в определенный слот во времени и выделение определенного промежутка времени для тестирования;
- Практическое тестирование: проведение практических тестов по изученному материалу.
Имейте в виду, что чередование различных практик — это не просто лучший способ освоить необходимую информацию. В трехмесячном исследовании семиклассников ученые выяснили: ученики, которые использовали чередование практик (interleaving), показали результат на 25% лучше, чем те, кто учился привычными способами (перечитка текста и/или подчеркивание). При тестировании на том же материале 30 дней спустя группа метода interleaving стала на 76% лучше.
Исследование, опубликованное в Psychological Science, показало, что люди, которые активно учились перед сном, спали, а затем делали быстрый обзор изученного на следующее утро, не только тратили меньше времени на учебу, но и увеличили свое «долгосрочное удержание» информации на 50%.