Чудо чудное, диво дивное: почему в Средневековье рисовали таких нелепых львов
Средневековые львы кажутся особенно странными на фоне других животных. Почему-то их изображали с большими головами, человеческими лицами, нереалистичными зубами и крыльями; гримасничающими, играющими на музыкальных инструментах, а иногда спокойными наблюдателями — верными спутниками Святых.
Сегодня эти образы вызывают у нас разве что смех (помните же тот мем со львом и палкой?). Но не думаем, что средневековые творцы рисовали комичных зверушек, чтобы повеселить будущие поколения. У тех художников была иная миссия.
Фантастические твари обитают в бестиариях
Нелепые львы встречались на первых страницах бестиарий - рукописных сборников, где публиковались нравоучительные тексты с описаниями различных животных. Все зоологические статьи в подобных «энциклопедиях» сопровождались странными картинками, на которых с трудом можно было узнать реальных живых существ.
Вот, например, вы никогда не поверите, если мы скажем, что на фотографии ниже изображен крокодил. Проверено: это правда крокодил, который всегда плачет после того, как съедает человека.
Неужели люди той эпохи просто не умели рисовать или были не достаточно развиты? Вряд ли. Отсутствие таланта, как и уровень просвещенности общества, отнюдь не объясняет такой подход к отображению действительности. Вспомним, сколько великих произведений подарила нам античность — а ведь это более ранняя цивилизация. Казалось бы, имея богатое культурное прошлое, средневековая Европа должна была приумножить опыт предков, сделав несколько шагов вперед и в живописи, и скульптуре. Но история выбрала иной путь.
Говоря о средневековой живописи, нужно понимать главное: когда художник изображал ведомых и неведомых зверушек, он не преследовал цели показать реалистичный объект в деталях. Вместо этого он пытался передать идею, воплощенную в образе. Другими словами, в основе живописи того времени лежал символизм. Учитывая стиль жизни, моду, религиозность средневекового общества было бы невежественно недооценивать его искусство.
Символизм средневекового льва
Впрочем, как и сейчас, лев представлялся средневековым людям символом мужества, власти, богатства. В бестиариях царь зверей неспроста занимал самое почетное место, ему посвящались наиболее сложные и длинные главы. За каждым описанием животного всегда скрывались религиозные подтексты (их поведение показывало, как должно быть организовано общество), и образ льва часто сравнивался с Христом.
Художники рисовали дурацких львов, потому что не видели их вживую
Еще одна причина, по которой художники средневековой Европы рисовали уродливых львов с искаженными пропорциями, заключалась в их неосведомленности. Большинство из них никогда не видели настоящих львов своими глазами, а потому срисовывали животных с работ других художников или следовали слегка выдуманным описаниям из трактатов священнослужителей.
Уже в период раннего Средневековья львов практически полностью истребили на европейском континенте, а завозились они только в качестве дипломатических подарков для правителей, богатых и влиятельных людей. И так как содержались экзотические животные в неволе, у простого народа не было возможности даже издали на них посмотреть.