Самая невезучая субмарина в истории тонула трижды, но миссию выполнила
Но в историю она вошла по другой причине. За свою семимесячную карьеру «Ханли» (H. L. Hunley) успела утонуть трижды, каждый раз при нелепых обстоятельствах.
Построил её в 1863 году, на третий год Гражданской войны в США, инженер Гораций Лоусон Ханли для флота южан. Подлодка длиной 12 метров управлялась экипажем из 8 человек. Семь из них крутили коленчатый вал, приводя в движение гребной винт, а восьмой управлял кораблём. Высота внутри составляла всего 1,3 м, поэтому экипаж работал в жуткой тесноте. В передней и задней частях корпуса «Ханли» были люки для экипажа. Кроме того, для быстрого всплытия экипаж мог изнутри отсоединить балластный киль.
Карьера «Г. Л. Ханли» началась неплохо
На испытаниях лодка успешно подвела к плоскодонке-мишени мину на длинной штанге и подорвала её. После чего лодку по железной дороге отправили в район боевых действий в Южную Каролину. Тут она затонула в первый раз, даже не приступив к боевым действиям: капитан случайно наступил на рычаг системы погружения и лодка пошла на глубину с открытым люком. Капитан и два матроса успели выплыть, но пять других погибли.
Конфедераты подняли лодку и вернули в строй, но два месяца спустя во время учений она затонула снова, на этот раз унеся восемь жизней, в том числе собственного создателя Горация Ханли.
Её подняли снова. В начале 1864 года «Ханли» отправилась на первое боевое задание и даже успешно его выполнила, потопив военный корабль северян «Хусатоник», но при этом затонула сама. По теории подводной войны тех времён, субмарине полагалось прикрепить мину к корпусу вражеского корабля, а самой отойти на безопасную дистанцию. Но лодка конфедератов взорвала мину, сама находясь от неё на расстоянии около 5 метров.
При этом учёные с удивлением обнаружили, что её корпус абсолютно цел, а внутри находятся неповреждённые скелеты членов экипажа. Причём похоже, что экипаж не сделал ни одной попытки бороться за живучесть корабля. Исследователи предположили, что смерть экипажа наступила мгновенно от лёгочных травм, вызванных близким взрывом.
Сейчас посмотреть на субмарину, попавшую за свою невезучесть в Книгу рекордов Гиннесса, можно в Центре консервации Уоррена Лэша в Южной Каролине.