Тайна крушения Ту-104 в Пушкине: кто виноват в гибели всего командования Тихоокеанского флота?
Ничто не предвещало беды
По плану полет из Ленинградской области во Владивосток должен был занимать 8 часов 35 минут. Ничего необычного, кроме пассажиров самолета. По большей степени это были действующие адмиралы Тихоокеанского флота.
С 01 по 07 февраля 1981 г. все они присутствовали на сборах, в ходе которых было проведено командно-штабное учение с разбором и докладами командующих по перспективам развития флотов в новой структуре. 7 февраля были подведены итоги, командование ТОФ могло возвращаться домой.
В 16:00 этого дня самолет Ту-104 в условиях снегопада оторвался от посадочной полосы и пробыл в воздухе всего 8 секунд. Судно резко наклонилось до критического положения и начало падать. С высоты 45—50 метров самолет рухнул на землю в 20 метрах от взлетно-посадочной полосы. В результате падения он полностью разрушился и загорелся.
Выжить удалось лишь одному человеку - старшему лейтенанту Валентину Зубареву. Во время взлета мужчина находился в кабине экипажа, от удара его выкинуло через носовой блистер, его нашли в 25 метрах от разбившегося самолета. У него были сломаны ноги, руки и позвоночник. По дороге в больницу он в ужасе повторял одну и ту же фразу: «Они кричали, так кричали!».
Однако на пороге больницы сердце Зубарева остановилось. Таким образом, в катастрофе погибло 50 человек: 44 пассажира и 6 членов экипажа. Власти решили не афишировать происшествие и запретили журналистам о нем писать и говорить.
Загадочные обстоятельства
ЧП засекретили потому, что, согласно одной из первых версий, причиной катастрофы стала диверсия. Сотрудники спецслужб предположили, что кто-то захотел разом обезглавить Тихоокеанский флот — это и произошло. На борту Ту-104 было 13 адмиралов, 3 генерала и 12 капитанов первого ранга и полковников ТОФ.
Однако со временем эту версию пришлось отмести: военный аэродром в Пушкине был особо охраняемым объектом, так что попасть туда посторонним лицам было не то что крайне трудно, а вообще невозможно. Более того, проявились дополнительные сведения, которые указали на истинную причину аварии.
Целый список грубых нарушений
К авиакатастрофе привело сразу несколько ошибок.На военном самолете вместе с командованием ТОФ летели их жены и даже дети — такое было категорически запрещено.
Проведя анализ веса перевозимого груза, траектории полета и падения и исследовав место крушения, эксперты обнаружили, что причиной резкого наклонения Ту-104 стал перегруз. В самолет были погружены тяжелые рулоны бумаги, мебель и телевизоры. В то время в СССР был дефицит, поэтому предприимчивые пассажиры хотели привезти качественную мебель из культурной столицы России себе домой. Комиссия по расследованию предположила, что незакрепленный груз при разгоне лайнера сместился назад, в результате чего судно повалилось на хвост.
Более того, сами пассажиры не соблюдали элементарные правила: они бродили по всему салону. Вероятно, в момент взлета они скопились в одном месте — в хвосте, что еще больше наклонило судно.
И последнее, одно из решающих обстоятельств, — Ту-104 направлялся во Владивосток, расстояние дальнее, поэтому топливные баки были полными. Ударившись о землю, самолет вмиг вспыхнул, словно спичка. Даже если бы кто-то после падения и выжил, шансов выбраться из горящего салона фактически не было.
Память
Большинство погибших похоронили на Серафимовском кладбище. Похороны были тихими, чтобы не наводить лишний шум.
Спустя два года после происшествия на месте захоронения погибших воздвинули мемориал. В 2000 году на нем сделали надпись: «Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года».
Злополучный Ту-104
Ту-104 - первый советский пассажирский лайнер на реактивной тяге. За несколько лет до происшествия в Пушкине, этот самолет уже не раз разбивался. Всего в результате катастроф было потеряно 37 единиц Ту-104. Узнать более подробно, почему Ту-104 считали самым опасным лайнером в мире, вы можете в нашем материале.