Тайна самой мистической авиакатастрофы СССР, унесшей жизни лучших хоккеистов страны
Создание клуба
Хоккейная команда ВВС МВО была собрана в 1946 году по приказу Иосифа Сталина, а его сына Василия назначили покровителем клуба. Изначально в состав ВВС МВО входили спортсмены из одного военного училища, но со временем в клуб начали приглашать лучших хоккеистов со всей страны.
ВВС МВО практически сразу стал ведущим хоккейным клубом в СССР: в 1949 году он завоевал серебро чемпионата страны, а годом ранее многие игроки команды попали в основной состав сборной Москвы.
7 января, Свердловск
В этот день в 1950 году рано утром хоккейная команда ВВС МВО вылетела с Центрального аэродрома Москвы на регулярный матч чемпионата СССР с челябинским «Дзержинцем». Всего на борту небольшого военного самолета Ли-2 было 19 человек: 11 хоккеистов, массажист команды, спортивный врач и 6 членов экипажа.
Во время полета погодные условия резко ухудшились, лететь дальше было опасно, поэтому было принято решение совершить экстренную посадку в Свердловске, в аэропорту Кольцово. Из-за перегруженности аэропорта Ли-2 приходилось долгое время кружить в «зоне ожидания», на верхних эшелонах, пропуская пассажирские лайнеры.
Спустя еще несколько кругов военный самолет отправился на посадку. На улице была сильная метель: взлетно-посадочной полосы не было видно. В итоге Ли-2 просто врезался в землю, шансов на выживание не было ни у кого.
Причины катастрофы
Расследовать обстоятельства гибели хоккейной команды поручили Ф.Ф. Прокопенко, служившему в управлении боевой подготовки Московского военного округа. Как он выяснил, причиной случившегося стал целый ряд роковых событий. Во-первых, сложные метеоусловия. Во-вторых, слишком долгое пребывание в небе, которое начинало вызывать беспокойство у пассажиров и у членов экипажа. В результате паники игроки сбились в хвост самолета, что для такого маленького судна, как Ли-2, создало огромные трудности в управлении. Третьим, и самым печальным событием, стало то, чтово время кружения в небе Ли-2 по каким-то причинам подключился к радиоволне военного аэродрома Арамиль, который находился всего в 6 километрах от аэропорта Кольцово. Пилот самолета ориентировался только на радиосвязь с землей — данные, передаваемые ему, были неверными.
На месте крушения военного самолета была обнаружена искореженная груда металла и несколько пар хоккейных коньков с изогнутыми лезвиями.
Их спасло лишь чудо
На матч с «Дзержинцем» отправились не все игроки ВВС МВО. Всеволод Бобров, по официальной версии, опоздал на самолет — не сработал заведенный на 4:00 исправный будильник. Даже несмотря на то, что вылет был задержан на 2 часа, Бобров не успел на самолет и поехал на поезде до Челябинска.
Николай Кольчугин был администратором команды, перед самим вылетом его отправили на поиски Боброва.
Игрока Виктора Шувалова не взяли на матч по приказу Василия Сталина.
Еще один хоккеист, который должен был полететь с командой, — Александр Виноградов. В прошлом матче он получил дисквалификацию за неспортивное поведение.
Последним в списке спасшихся значится главный тренер ХК ВВС МВО Матвей Гольдин. За несколько дней до матча с челябинским клубом Василий Сталин отстранил его от должности.
Замалчивание катастрофы
Ни одно СМИ не сообщило о случившемся. Более того, в кратчайшие сроки был собран новый состав ВВС МВО, который вышел на матч с «Дзержинцем» в Челябинске 11 января. Результат — 8:3 в пользу ВВС МВО. Новыми игроками хоккейной команды стали родственники и однофамильцы погибших, а на самом матче комментаторы называли только фамилии спортсменов. Тренером назначили Боброва, тот сезон команда доиграла двумя пятерками и заняла 4 место в турнире.
Существует несколько версий, почему гражданам СССР не рассказали о произошедшем. Например, одна из них гласит, что говорить о гибели целой хоккейной команды не хотели из-за недавнего празднования 70-летия Иосифа Сталина. Согласно другой теории, запрет на распространение информации о крушении самолета выдвинул сам Василий Сталин, так как он не хотел, чтобы об этом узнал его отец: в то время спортивные клубы передвигались преимущественно на поездах, а тут Сталин-младший выделил своей любимой команде самолет — выходит, воспользовался служебным положением и потратил больше государственных денег. Третья же версия заключается в том, что власти просто не хотели сеять панику среди граждан.
Впервые о крушении Ли-2 заговорили в 1969 году в еженедельнике «Футбол-Хоккей». Журналист Владимир Пахомов опубликовал заметку с заголовком «Знаменитая команда», в котором коротко рассказал о команде и ее роковой судьбе.
Следующие три сезона ХК ВВС МВО выиграла. После смерти Сталина команду расформировали, хоккеисты вошли в состав ЦДСА.