ИИ разбирается в «психологии» хуже малых детей. Будущее не близко!
Младенцы превосходят искусственный интеллект (ИИ) в определении причин, которые мотивируют действия других людей. Об этом говорится в новом исследовании ученых из Нью-Йоркского университета. Его результаты, которые подчеркивают фундаментальные различия между познанием и вычислениями, указывают на недостатки современных технологий и на то, где необходимы улучшения, чтобы ИИ более полно и точно воспроизводил поведение человека.
Искусственный интеллект и люди
«Взрослые и даже младенцы могут легко сделать надежные выводы о том, что движет действиями других людей», — объясняет Мойра Диллон, доцент кафедры психологии Нью-Йоркского университета и старший автор статьи. «Новая идея поставить младенцев и ИИ лицом к лицу для решения одних и тех же задач позволяет исследователям лучше изучать интуитивные знания младенцев о других людях и предлагать способы интеграции этих знаний в ИИ», — добавляет Диллон. «Машины должны опираться на те же основные способности, которыми обладают младенцы в определении целей и предпочтений», — говорит Бренден Лейк, доцент Центра науки о данных и факультета психологии.
Чтобы получить фундаментальное понимание различий между способностями человека и ИИ, ученые провели серию экспериментов с 11-месячными младенцами и сравнили их ответы с полученными от нейронной сети. Для этого младенцы в Zoom смотрели серию видеороликов с простыми анимированными фигурами, движущимися по экрану, как в видеоигре. Действия фигур имитировали человеческое поведение, а дети угадывали цель поведения. Точно так же исследователи построили и обучили модели ИИ, а затем тестировали реакцию моделей на те же видео.
Результаты показали: младенцы распознают человеческие мотивы даже в упрощенных действиях анимированных фигур. Младенцы понимают, что действия обусловлены скрытыми, но постоянными целями — например, поиском на экране одного и того же объекта независимо от того, в каком месте он находится. А вот модели ИИ не показали таких доказательств понимания мотивов, лежащих в основе человеческих действий. Это говорит о том, что нейронным сетям не хватает ключевых основополагающих принципов «психологии здравого смысла», которыми обладают младенцы.
«Фундаментальные знания человеческого младенца ограничены, абстрактны и отражают наше эволюционное наследие, однако они могут приспособиться к любому контексту или культуре, в которой этот младенец мог бы жить и учиться», — отмечает Диллон.